Японские велосипеды – история развития, топовые марки
Япония считается настоящим раем для велосипедистов. Это страна, в которой быть велорайдером — это круче, чем быть автомобилистом. Здесь вас не напугает издевательски резкий сигнал проезжающего мимо автомобиля, не обрызгают грязной водой из-под автомобильных колес, автомобилисты будут покорно тащиться сзади, пока вы едете по узкой дороге. Японские велосипеды являются одними из самых популярных и распространенных транспортных средств в Стране восходящего солнца. Поговорим же о том, как развивалась велосипедная индустрия в Японии и о ее наиболее популярных моделях байков.
История японских велосипедов
В истории не сохранилось информации, в какой именно день в Японии появился первый велосипед. Исходя из статей в газетах и журналах, произошло это примерно в 60 гг. 19 столетия. Это был период активного освоения нового азиатского рынка европейскими и американскими товарами.
Британский «Пенни-фартинг» на тот момент был самой распространенной моделью двухколесного транспорта. Он имел характерную особенность: большие передние и значительно меньшие задние колеса. Из-за такой конструкции велосипед было довольно непросто освоить. Он был чрезвычайно неустойчивым и трудным в управлении. Японцы не стали усложнять себе жизнь и начали активно пользоваться трехколесными велосипедами, которые были гораздо удобнее и дешевле. Тем более, что на таких моделях можно было перевозить габаритные грузы и товары из одной точки в другую.
Учитывая то, что спрос на велосипеды с каждым годом становился все больше, в стране стали появляться небольшие кузнечные мастерские, которые запускали собственное производство двухколесного транспорта. За основу брались европейские и американские образцы, но каждый байк изготавливался по индивидуальному заказу.
В конце 19 века японские велосипеды считались самыми дешевыми. К примеру, если цены на американские модели в США стартовали от 50 долларов за байк, то японские модели в среднем продавались по 12 долларов, при этом они не уступали по качеству американским.
До Второй мировой войны Япония прочно завоевала лидирующие позиции на мировом рынке, продавая ежегодно свыше двух миллионов велосипедов в своей стране и по всему миру.
После поражения в войне японские города и заводы лежали в руинах, все пришлось начинать с нуля. Более четверти века длились тяжелые времена в развитии не только велосипедной, но и остальной промышленности страны. Японские производители долгое время совершали одну и ту же ошибку: производили модели велосипедов для экспорта, не рассчитанные по своим техническим характеристикам на более крупных, чем японцы, европейцев и американцев. По качеству японские велосипеды не уступали европейским образцам, а во многом и превосходили их, но были слишком хрупкими для заграничных потребителей.
В конце концов американские дилеры смогли убедить производителей Страны восходящего солнца, что производимые ими байки нужно адаптировать для европейских и американских райдеров. С этого момента пошел новый виток в успешном завоевании зарубежных рынков японской продукцией велосипедной индустрии.
В 80-х годах с развитием велосипедного туризма торговые площадки активно заполонили туринговые велосипеды, однако довольно быстро стало понятно, что с ними слишком много проблем — эти байки не выпускались в готовом виде, нужно было приобретать другой тип велика и модернизировать его, установив дополнительное оборудование. Тогда было запущено производство стоковых туреров и многие известные японские фирмы стали в огромном количестве поставлять эти байки.
Позднее туристические велосипеды заменил новый тренд — маунтинбайки. Все было хорошо до тех пор, пока не появилась новая проблема — обвал курса доллара более чем в 2 раза, что привело к банкротству многих производителей.
Развитие велосипедной индустрии в Японии в наши дни
С обвалом курса доллара японские байки уже было невыгодно производить на экспорт — они стали слишком дорогими для зарубежных потребителей. Потому многие велосипедные бренды прекратили свое существование, а другие нашли выход в закупке более дешевых деталей на Тайване.
Сейчас довольно редко можно встретить велосипед производства Японии, хотя это не означает, что велосипедная индустрия в этой стране умерла. Примерно 1500 крупных компаний и мелких семейных предприятий до сих пор задействованы в этом бизнесе. Они выпускают не только готовые байки, но и аксессуары и запчасти к ним. Внутренний рынок Японии активно поглощает большие объемы велосипедной продукции, что позволяет местным производителям оставаться на плаву.
В Японии на велосипедах ездят почти все: домохозяйки, студенты, офисные работники, полицейские, бизнесмены, члены императорской семьи. По количеству велосипедов на 100 человек населения Япония занимает 1 место среди азиатских стран. В Большом Токио — городе с 40 миллионным населением, на каждых 100 жителей приходится 74 велосипеда. Меньше всего ездят на байках на острове Окинава — тут «всего лишь» каждый четвертый житель владеет двухколесным железным конем.
Популярные японские велосипедные марки
Модели японских велосипедов нередко выбираются в зависимости от возраста и рода деятельности, например: более молодые велосипедисты предпочитают горные байки, офисные работники — складные. А вот самым популярным велосипедом является японский сити-байк, или мама-чари — тяжеловесная стальная конструкция с корзинками. Это идеальный вариант для мамочек, которым приходится перевозить не только своих детей по улицам города, а еще и провизию.
Что касается марок велосипедов японских производителей, среди них встречаются очень достойные и известные на весь мир бренды.
Kuwahara
Компания, сделавшая свои первые шаги по выпуску велосипедов и велозапчастей в далеком 1918 году в городе Осака. Особого успеха добилась в производстве великов класса ВМХ. А вот международное признание и известность бренд получил благодаря появлению байка KZ-1 с прочной, облегченной рамой и улучшенной геометрией в знаменитом фильме Стивена Спилберга E.T. («Инопланетянин»). На волне успеха фильма компания не растерялась и начала производить красно-белые модели «ET», которые выпускаются и по сей день.
Miyata
Компания начала свою работу в 1890 году. Тогда это была небольшая оружейная мастерская, которая занималась производством оружия для Императорской армии. Вначале ремонт велосипедов был второстепенным бизнесом, позднее компания занялась выпуском собственных великов. Изюминкой было решение использовать для велосипедных рам винтовочные стволы, которые сама компания и производила.
Существует устойчивое мнение, что именно основатель компании Miyata является пионером в технологии тройного баттинга, его инженеры революционизировали технику сборки рам.
Со временем Miyata стала одним из главных японских производителей, экспортирующих велосипеды в другие страны. С заводов выпускались байки не только под своим именем, компания производила велики и для многих других известных брендов. Но на сегодняшний день компания уже утратила свою популярность и ее модели довольно редко встречаются за пределами Японии, при этом она все еще находит своих почитателей в странах Западной Европы.
Shimano
Мало кто из велосипедистов, даже начинающих, не знает о продукции этой компании. Японская Shimano — одна из крупнейших в мире велоиндустрии. На ее долю приходится около половины мирового рынка велосипедного оборудования. И это не удивительно, ведь она считается основным поставщиком комплектующих для горных и шоссейных велосипедов (переключателей скоростей, тормозных систем, звезд, манеток и т.д.). Сильны ее позиции и в качестве производителя велосипедных компонентов для шоссейных, трековых и гибридных байков. Именно продукция этого бренда приносит победы лучшим велосипедистам планеты.
Компания была основана в 1921 году в помещении площадью 40 кв. м. Изначально она позиционировалась как поставщик отдельных велосипедных компонентов. Производство неуклонно росло, нанимались новые сотрудники. После Второй мировой войны Shimano довольно быстро вернула свои позиции и капитал, запустив выпуск готовых велосипедов. Постоянно изобретая новые компоненты, используя технологические инновации и продавая свою продукцию по более привлекательным ценам, чем конкуренты, компания постепенно вытесняла европейские бренды на мировом рынке.
В отличие от многих консервативных японских производителей, Shimano изучала предпочтения жителей США и Европы, чтобы создавать линейки для самых разных групп потребителей.
Shimano всегда следует принципу непрерывного развития, изобретает новые комплектующие для байков и усовершенствует предыдущие серии — такая позиция является неизменным залогом успеха компании не только в среде профессиональных спортсменов, но и у обычных любителей велосипедных покатушек.
Yamaha
Это известный на весь мир японский производитель, выпускающий изделия не только для велосипедов, но и мототехнику, лодки и лодочные моторы, звуковое оборудование, спортинвентарь, катера и снегоходы, музыкальные инструменты и многое другое. История этой компании достойна отдельной статьи и свидетельствует о кропотливом труде и упорстве ее организаторов. Yamaha является первым в мире производителем E-BIKE — электровелосипедов. Сейчас по всему миру эти транспортные средства чрезвычайно популярны и активно продаются.
Fuji
Компания была основана в последний год 19 века. Вначале она занималась импортом в Японию и последующей продажей американских велосипедов, но позднее запустила собственное производство. Именно эта компания организовала первую национальную многодневную велогонку в Японии в 30 гг. 20 столетия. Неудивительно, что и спонсором команды-победительницы этой гонки оказалась именно Fuji.
В середине 20 столетия компания стала продавать свои велосипеды в США, продажи расширялись и на другие азиатские рынки.
В 70 гг. Fuji воспользовалась всеобщим велобумом и заполнила рынок туристическими и шоссейными байками. Она стала первой в производстве титановых велосипедных рам.
Однако уже в 80-х годах компания упустила шанс воспользоваться очередным бумом теперь уже на горные велосипеды. Возросшая популярность этих байков резко сократила продажи шоссейников и туристических великов. Именно тогда начался закат компании Fuji. На сегодняшний день бренд Fuji принадлежит частной американской корпорации Advanced Sports International (ASI). Байки этой марки производятся на заводах Тайваня, Китая и Польши.
Panasonic
Известная корпорация, занимающаяся производством не только бытовой электроники и других электронных товаров, но и велосипедов. Мало кому известно, что после Второй мировой войны и вплоть до 1980 года под этим брендом выпускались отличные городские байки и шоссейники. Самое интересное: с конца 60-х годов и до середины 80-х Panasonic была лидером среди японских экспортеров, которые поставляли свою продукцию в США.
На сегодняшний день компания Panasonic не остановила производство велосипедов и имеет разнообразные линейки продукции для самых разных групп потребителей: шоссейные, складные, маунтинбайки, сити-байки и т.д.
Ides
Компания занимается производством высококачественных велосипедов для детей и подростков. В Японии бренд является лидером по продажам детских байков. Красочная и качественная продукция компании Ides поставляется и в другие страны мира. Философия этой торговой марки базируется на абсолютной безопасности ребенка, который стал обладателем велосипеда.
Заключение
Японские велосипеды — это в большинстве своем надежные и качественные транспортные средства, которые недостаточно распространены за пределами внутреннего рынка. А причина — в чрезмерном консерватизме компаний-производителей, не желающих быть более гибкими и менять многолетние бизнес-модели. Хочется верить, что со временем эта тенденция сойдет на нет и мы сможем наслаждаться непревзойденным качеством японских байков на дорогах и тропах нашей страны.