Велосипеды для дерта и стрита – особенности, советы по выбору
С момента своего изобретения велосипед прошел долгий путь эволюции от обыкновенного «костотряса» до настоящего чуда инженерной мысли. На протяжении долгого времени конструкция велика оставалась примитивной и незамысловатой, а его основным предназначением было передвижение по исключительно ровным дорогам.
Появление маунтинбайка в 1970 году стало толчком к велосипедной революции. Любители велосипедов начали осваивать пересеченную местность. Оказалось, что на велосипеде можно беспрепятственно проехать по крутым склонам, рыхлому песку и грязи. Таким образом, в мире велоспорта возникли новые дисциплины. Дерт-джампинг и стрит-риал с каждым днем становятся все более популярными. И сегодня мы поговорим о байках, которые стирают границы и открывают новые горизонты. Дерт-велосипед и стрит-велосипед – главные герои этой статьи.
Что такое дерт и стрит
В дословном переводе с английского слово dirt-jumping означает «прыжки по грязи». Не самое эстетичное название спортивной дисциплины, но в этом есть что-то особенное. Иначе дерт-джампинг не стал бы обособленным видом спорта. Под dirt-jumping подразумевается езда на байке по специальной трассе с трамплинами. Взлеты и падения, головокружительные прыжки и потрясающие пируэты в воздухе – зрелище производит неизгладимое впечатление.
В отличие от dirt-jumping, стрит-риал – дисциплина велоспорта, которая остается в пределах города. Это та же езда на велосипеде по специальной трассе, но все препятствия собраны из городского ландшафта. Здесь тоже есть головокружительные прыжки и преодоление препятствий, но происходит все это на бетонном рельефе.
Непосвященному человеку может показаться, что dirt-jumping и стрит-риал – это идентичные понятия. Отличия только в трассе. Соответственно, на одном и том же велосипеде можно заниматься сразу двумя видами велосипедного спорта. Но это не так. Есть достаточно много тонкостей и нюансов, которые нельзя не учитывать.
Характеристики велосипедов для стрита и дерта
Выносливые, надежные и устойчивые к механическим повреждениям велосипеды для стрита и дерта относятся к одной категории модифицированных маунтинбайков. Но назвать их одинаковыми нельзя – между ними есть очевидные различия, которые обусловлены, прежде всего, спецификой трассы и особенностями эксплуатации. И здесь стоит обратить внимание на название дисциплины:
dirt-jumping от слова «грязь, грязный». стрит-риал от слова «улица».Последняя дисциплина подразумевает выполнение сложных трюков с переносом центра тяжести на заднее колесо. Разнообразие элементов в данном виде спорта подразумевает определенные технические характеристики велосипедов и их безупречную управляемость.
По сути, все разновидности байков для dirt-jumping и стрит-риал являются модификациями горных велосипедов или BMX-байков. Как правило, это достаточно тяжеловесные модели на колесах диаметром не более 26 дюймов. Отличительная особенность – трансмиссия с одной скоростью. Дело в том, что наличие нескольких передач не дает абсолютно никакого преимущества. Скорее наоборот – увеличивают и без того значительный вес байка.
Начинающие любители экстремальных видов спорта могут приобрести специальные велосипеды серийного производства. Их называют «комплитами», и рассчитаны они на незначительные нагрузки. Более опытные и профессиональные спортсмены собирают своего коня самостоятельно, тщательно подбирая компоненты с учетом стиля катания и особенностей трассы.
Особенности
Так чем же велосипеды для dirt-jumping и стрит-риала отличаются от хороших маунтинбайков? Рассмотрим детальней особенности конструкции:
Рама. Основа велосипеда должна выдерживать экстремально высокие нагрузки. Нужно учитывать, что во время выполнения трюков райдер совершает прыжки с достаточно большой высоты. Не каждая труба из алюминия способна противостоять мощным ударам и другим механическим воздействиям. То ли дело хромоль (сплав на основе стали, легированный хромом и молибденом) – материал смягчает нагрузки и эффективно гасит удары. Профессиональные спортсмены часто выбирают рамы с переменной толщиной стенок, где более толстый слой находится в наиболее уязвимых местах. Есть и достойные варианты рам из алюминиевого сплава. Они не такие прочные, как хромоль или карбон, например, но вполне годятся для начинающих райдеров, которые только познают всю суть экстремальных видов велоспорта. Серийные «комплиты» нередко собираются на стальных Hi-Ten рамах. Геометрия рамы. А вот здесь и начинает проявляться четкая разница между классическими маунтинбайками и их модификациями для экстремальных видов спорта. Более того, опытные спортсмены отчетливо видят разницу в геометрии байка для стрита и дерта. Основное отличие заключается в длине верхней трубы. Для дерта это 570–590 мм, задний треугольник ограничивается пределом в 410 мм, а угол наклона рулевой колонки составляет 68–70 градусов. В свою очередь, велосипеды для стрит-риала имеют куда больший угол наклона рулевой колонки (71–74 градуса), а длина рамы не превышает 545 мм. Расположение каретки. У велосипедов для dirt-jumping каретка располагается на одной высоте со втулкой, а порою и чуть ниже ее. Это позволяет занизить центр тяжести, обеспечить лучший разгон и предсказуемое поведение велосипеда в полете. Что касается моделей для стрит-риала, то каретка находится чуть выше, что позволяет с меньшими усилиями поднимать раму вертикально. Более того, с умеренно высоким расположением каретки гораздо легче монтировать трубы-пеги, которые нужны для преодоления перил и других подобных препятствий. Диаметр колес. Универсальный размер для обеих дисциплин – 24 дюйма. Но и здесь без существенных отличий не обошлось. Так, для сборки дерт-велосипедов используется следующая схема: диаметр переднего составляет 26 дюймов, а сзади ставится 24-дюймовое колесо. В стрите размеры колес идентичны – как правило, это 24 дюйма. Это позволяет обеспечить хорошую управляемость байка и высокую маневренность, что является ключевыми понятиями для данной дисциплины. Тип вилки. В байках подобного плана есть только два вида вилок: ригидная (жесткая) или амортизированная с кротким ходом не более 130 мм. Для стрита оптимальным станет первый вариант – он обеспечивает полный контроль за поведением велосипеда и дает максимально возможную амплитуду вылета. Сфера применения амортизированных вилок – велосипеды для dirt-jumping. Но здесь нужно обозначить один нюанс: на серийных «комплитах» они ставятся в самом бюджетном исполнении, из-за чего быстро приходят в негодность. Руль. В этом компоненте главный параметр – ширина. И она зависит от габаритов райдера. В частности, для спортсменов-мужчин оптимальная ширина руля составляет 700 мм, для женщин и подростков – 680 мм. Имеет значение также и тип вилки: для жесткого типа высота руля должна быть не менее 3 дюймов, для амортизированного – не менее 2 дюймов. На велосипеды для стрит-риала иногда ставятся рули с коротким выносом (от 36 до 50 мм). Тормоза. Кто-то скажет, что на байках такого плана они и вовсе не нужны. Отчасти, доля правды в этом есть – опытным спортсменам, уверенным в своих силах и возможностях велосипеда, тормоз действительно не нужен (он только увеличивает вес байка). Но начинающим райдерам, которые оттачивают свои навыки на «комплитах», тормоза нужны обязательно. Достаточную безопасность обеспечивают дисковые тормоза. Механика или гидравлика? Здесь уже каждый вправе решать самостоятельно, что удобней и практичней в использовании. Но скажем, что механика проще в обслуживании в то время, когда гидравлические тормоза более удобны в плане эксплуатации.Как видите, отличия есть и их достаточно много. Именно совокупность этих моментов оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения трюков и безопасность велосипедиста. Отметим еще одну особенность, касающуюся седла велосипеда. Как на BMX-моделях, так и на велосипедах для dirt-jumping и стрит-риала ставятся легкие и компактные седла эргономичной формы.
Перечень производителей
Велосипедная индустрия – это огромное количество производителей. Кто-то из них уже давно сделал себе имя и сейчас просто поддерживает хорошую репутацию, выпуская надежные и высококачественные велосипеды – Santa Cruz, например. Кто-то только недавно вышел на рынок и сейчас всеми силами старается обратить на себя внимание потребителя, выпуская большое разнообразие моделей, стремясь охватить максимально широкий диапазон покупателей.
Производители велосипедов для стрита и дерта – это отдельная категория брендов, известных лишь узкому кругу спортсменов и поклонников экстремального катания. Как правило, это достаточно зрелые предприятия, которые выпускают высокопроизводительные велосипеды высочайшего качества. Обозначим несколько наиболее известных названий.
HARO
Американская компания, выпускающая байки для различных видов фристайла, а также разнообразные компоненты и аксессуары подобного плана. Компания была основана в далеком 1978 году. Ее создатели решили сразу сделать упор на производство узкоспециализированных байков, предназначенных для экстремальной езды. Сегодня их продукция – предмет внимания профессиональных райдеров. У бренда есть линейки BMX- велосипедов и маунтинбайков. Компания Haro первой наладила производство рам и вилок для фристайла, а ее велосипеды считаются лучшими агрегатами для стрита и дерта.
Specialized
Название этого бренда на слуху у каждого, кто хотя бы один раз интересовался разнообразием велосипедов, предназначенных для экстремальной езды. Specialized – это американская компания, специализирующаяся на производстве профильных байков для стрита, дерта и других трюковых дисциплин. Бренд заслужил почетное звание главного новатора – Specialized регулярно внедряет на рынок принципиально новые решения, тем самым опережая конкурентов, а порой и время. История компании начинается в 1974 году. За это время бренд прошел долгий путь от создания кастомных моделей по индивидуальному проекту и заканчивая массовым производством серийных велосипедов различных классов и категорий. Велосипеды Specialized стоят недешево, но за эти деньги покупатель получает непревзойденное качество, гарантию и долговечность.
Компания Specialized является ведущим производителем велосипедов для dirt-jumping и стрит-риал. Профессиональные спортсмены на байках с известным логотипом часто становятся победителями международных соревнований в соответствующих дисциплинах. Отдельно стоит обратить внимание на модель P-series 3 с алюминиевой рамой премиального качества, кованными дропаутами и вилкой спорт-класса с ходом 100 мм.
NS Bikes
Еще один производитель, но уже польского происхождения. Компания специализируется на производстве велосипедов для фристайла и других экстремальных дисциплин. Бренд довольно успешно конкурирует с мастодонтами велосипедного рынка (в том числе, и с американскими производителями). NS Bikes с 2000 года освоила производство рам для стрит-велосипедов. Кроме того, этой же компанией выпускается достаточно большое разнообразие компонентов и деталей для кастомных велосипедов.
Среди всего разнообразия моделей стоит выделить отдельную линейку для dirt-jumping и стрит-риал. Речь идет о Slash Junior. В этой категории весьма перспективными моделями считаются Metropolis, Clash 2, Moverment. Внимания достойны также велосипеды, которые совсем недавно были представлены широкой аудитории, – это Fuzz и Snabb.
Рекомендации по выбору
Итак, вы собрались освоить экстремальную технику катания и даже успели достичь некоторых результатов. Какой же велосипед в полной мере будет отвечать запросам райдера? Байк для стрита или дерта должен быть выносливым, управляемым, отзывчивым и иметь безупречные технические характеристики. Но учесть следует и другие параметры:
Рост велосипедиста. Это один из главных критериев, по которому следует выбирать велосипед. Размер рамы имеет принципиальное значение. Велосипедистам с ростом выше 180 см следует рассматривать велики с колесами не менее 26 дюймов. Тип резины. Здесь нужно учитывать специфику той или иной дисциплины. Понятно, что в dirt-jumping колеса будут ездить по рыхлому грунту, а в стрите – по гладкому асфальту. Но в обоих случаях резина должна быть качественной, а колеса исключительно с двойными ободьями. Опытные райдеры рекомендуют для дерта использовать покрышки с ярко выраженным рисунком протектора или обычные слики. Для экстремального катания в каменных джунглях подойдут и обычные слики. Трансмиссия и количество передач. Почему-то производители предпочитают по-прежнему предлагать потребителю серийные модели велосипедов для dirt-jumping и стрит-риала, оснащенные многоскоростной трансмиссией. Как показывает практика, данная опция часто становится лишней, утяжеляя байк. Но это еще не все. Усугубляет ситуацию то, что наличие многоскоростной трансмиссии отнимает прочность у рамы и других компонентов. Это чаще всего делают в целях экономии. Правда, не ясно, в чем конкретно проявляется эта экономичность. Поэтому рекомендуем искать велосипед без лишних компонентов. Материал изготовления рамы и вилки. Как вам уже наверно стало понятно, занятия дерт-джампингом и стрит-риалом – не дешевое удовольствие. Производитель должен выпустить надежный, как автомат Калашникова, велосипед, который не позволит покалечиться райдеру. Соответственно, материал изготовления рамы и вилки – явно не алюминий. А если и он, то максимально качественного сплава, обеспечивающего высокую прочность и устойчивость к механическим нагрузкам. Оптимальный вариант – хромоль.Если вы только начинаете свой путь в экстремальных дисциплинах велоспорта, обращайте свое внимание на уже готовые варианты сборки велосипедов. Среди комплитов немало достойных моделей, которые позволят научиться базовым трюкам и прослужат несколько сезонов.
Советы по эксплуатации
Наверняка вы уже поняли, что сегодняшний разговор шел о довольно опасных дисциплинах велоспорта. Dirt-jumping и стрит-риал – это экстрим и определенный риск, это серьезная физическая подготовка и, конечно же, травмы. Даже опытные спортсмены не застрахованы от падений. Поэтому, покупая велосипед для стрита или дерта, параллельно стоит приобрести соответствующую защиту для головы и конечностей.
При поломке велосипеда не рекомендуется самостоятельно заменять некоторые детали на более дешевые компоненты. Учитывайте, что прыжок даже с небольшой высоты и последующее приземление на твердую поверхность – это процесс, в ходе которого абсолютно все детали и компоненты велосипеда испытывают колоссальную и интенсивную нагрузку. Дешевая деталь сомнительного качества попросту не выдержит этого, а последствия могут быть самыми печальными.
Перед тем, как выехать на трассу, велосипедист должен проверить техническое состояние своего байка, качество крепления и исправность всех узлов. Здесь нужно понимать, что от состояния велосипеда зависит безопасность езды. Разумеется, регулярное техническое обслуживание байка должно стать своеобразным ритуалом.
Отдельно стоит сказать несколько слов о велосипедах для dirt-jumping. Они буквально «купаются» в грязи, поэтому очищение и смазывание всех узлов являются обязательными процедурами после каждого катания.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что dirt-jumping и стрит-риал – это отдельная категория экстремальных дисциплин, сопряженная с определенными рисками и травмами. Поэтому и появились конкретные разновидности велосипедов, которые могут выдерживать динамичные нагрузки и сложные условия эксплуатации.