Гоночные велосипеды – виды и особенности | На литых дисках

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Бывает, смотришь Тур де Франс и невольно задумываешься о том, сколько же стоят гоночные велосипеды и чем конкретно они отличаются от обычных моделей. Бытует мнение, что профессиональные байки чуть ли не изготавливаются под заказ, а их обслуживание обходится практически так же, как и содержание дорогого автомобиля. Так ли это на самом деле? Разберемся вместе на примере велосипедов профессиональных гонщиков, принимающих участие в Тур де Франс и других подобных мероприятиях.

Основные отличия гоночных велосипедов

Прежде, чем говорить о гоночных велосипедах, расскажем вкратце о самой престижной велосипедной дисциплине – это позволит вам понять, каким должен быть транспорт профессионального гонщика.

Особенности Тур де Франс

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Tour de France – многодневная велогонка, которая проходит по территории Франции (понятно даже из названия). Это одно из наиболее популярных и престижных соревнований, которое проводится вот уже более 100 лет. Велогонка состоит из 21 этапа, каждый из них длится один день. Общая протяженность гоночной трассы составляет 3-4 тысячи километров. Самая длинная гонка состоялась в 1926 году – протяженность трассы составила 5745 км.

А теперь задумайтесь над тем, какими качествами должен обладать непосредственно сам гонщик и его велосипед, чтобы принять участие в этом соревновании и одержать победу. Разумеется, гоночные велосипеды предназначены не только для участия в престижной гонке – они используются и на других спортивных состязаниях.

Отличительные черты

Достаточная инертность, облегченная конструкция (до 9 кг), аэродинамические качества, специфическая посадка спортсмена – эти и другие качества создают комфортные условия для динамичной езды. Помимо этого, гоночные велосипеды – это большая группа байков, которую можно классифицировать в зависимости от специфики спортивной дисциплины и конструктивных особенностей.

Разновидности гоночных велосипедов

У абсолютно всех моделей гоночных байков нет амортизации. Отличаются они узкими и большими колесами размером 700с. Как правило, в переднем колесе спицы расположены радиально, но с задним такой маневр не пройдет, поскольку такая спицовка не сможет удержать вес гонщика. Другие особенности гоночных велосипедов зависят от конкретного типа.

Шоссейные

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Эти модели чаще всего используется для участия в шоссейных гонках. Спортсмены на соревнованиях и тренировках разгоняются до огромной скорости. Это одна из причин, по которым на гоночные велосипеды практически никогда не устанавливают дисковую тормозную систему. Объясняется это тем, что в случае падения можно получить серьезные травмы тормозным диском.

Учитывая, что данная спортивная дисциплина подразумевает большой разгон, конструкция велосипеда должна быть максимально легкой и эргономичной, чтобы обеспечить минимальное сопротивление. Исходя из этого, можно выделить некоторые конструктивные особенности:

В отличие от городских шоссейников (фиксов), гоночные обладают сводным ходом и мультискоростной трансмиссией. Легкий вес – одна из ключевых особенностей практически всех гоночных велосипедов. Поэтому профессиональные спортсмены чаще всего ездят на карбоновых рамах с топовым обвесом. Незначительные отличия есть и в конструкции рамы – она более удлиненная для лучшей устойчивости и повышенной аэродинамичности. Контактные педали. Созданы для обеспечения лучшего сцепления. Не дают ноге соскользнуть во время движения. Улучшенная аэродинамика за счет усовершенствованной геометрии велосипеда, более узких колес и руля в форме бараньих рогов. Посадка велосипедиста позволяет вытянуться вдоль длинной рамы, тем самым обеспечив минимальное сопротивление ветру. Большое количество передач (20 и больше). Колеса – обычно 28”, трубчатые, с большим накатом, без агрессивного протектора, но с водоотводящими канавками.

Иногда на гоночные шоссейники ставят диски из углепластика, что позволяет еще больше облегчить вес и снизить сопротивление. Наличие крепления для бутылки с водой – еще одна особенность, отличающая данную разновидность гоночной модели. И действительно, модели гоночных велосипедов часто оснащены несколькими креплениями для бутылок и насоса, но у них нет багажника. А с другой стороны, зачем велосипедам, участвующим в соревнованиях на скорость, конструкция, предназначенная для перевозки груза? Гоночные шоссейники – это специфическая разновидность велосипедов, на которых не проедешься по бордюрам и лесным тропам.

Кроссовые или циклокроссовые

Велосипеды данного класса предназначены для езды по лесным дорогам. Отсюда и вытекают конструктивные особенности:

Прочная рама. Положение седла спроектировано так, чтобы велосипедист мог не просто стремительно нестись вперед, а продумывать траекторию движения и молниеносно реагировать в случае необходимости. Более цепкие тормоза и шипованная резина. На кроссовые велосипеды устанавливают гидравлические тормоза. Покрышки с агрессивным протектором, благодаря чему на подобных велосипедах можно кататься и зимой по рыхлому снегу. Увеличенный клиренс, что позволяет не задевать кареткой землю во время крутых поворотов. Все тросы и гидролинии находятся над верхней трубой рамы. Это сделано для того, чтобы грязь, вода и песок не попадали в важные механизмы. Поэтому тормоза и трансмиссия кроссовых велосипедов работает исправно даже в суровых условиях. Контактные педали, которые подразумевают ношение специальной обуви для лучшего сцепления.

Кроме того, конструкция циклокроссовых велосипедов рассчитана на то, что велосипедисту время от времени придется нести байк на себе: переходить через грязь, водоем и другие препятствия. Поэтому рама спроектирована так, чтобы гонщику было удобно брать велик на плечо. Кроссовые велики можно использовать в качестве туристического байка.

Можно сказать, что кроссовые велосипеды подходит для тех, кто хочет все и сразу. На них приятно ездить по грунтованной дороге, полям и лесным тропам и так же комфортно отправляться в дальние путешествия, а также принимать участие в соревнованиях.

Трековые

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Уже из названия понятно, что данный тип гоночных велосипедов рассчитан на езду по специальному грунту. Втулки велосипеда сконструированы так, что не допускают возникновения свободного хода. Это значит, что велосипед двигается по простой формуле: крутите педали – велосипед едет, не крутите педали – велосипед останавливается. Поэтому главная отличительная особенность данных моделей – отсутствие тормозов, ведь остановить велосипед можно и педалями.

Это одна из самых легких велосипедных конструкций, которая отличается большими углами наклона рамы и отсутствием возможности переключения передач. Колеса 28-дюймовые, изготовлены из максимально легких материалов, что позволяет прилично разогнаться за короткий промежуток времени. Здесь нужно понимать, что в ходе гонки колеса испытывают серьезные нагрузки, поэтому возрастают требования к качеству креплений: вместо зажимов используются прочные гайки. В отличие от большинства других гоночных велосипедов, у трековых моделей полностью отсутствуют спицы. Вместо них – сплошной слой прочного и легкого карбона.

Отдельного внимания заслуживает положение велосипедиста во время гонки. Инженерные решения обеспечили комфортную посадку пилота за счет формы сиденья и его положения. Руль изогнутый, чаще всего выполнен в форме бараньих рогов.

У вас вряд ли получится просто взять и купить трековый велосипед – как правило, изготавливаются они под заказ с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений велосипедиста.

В свою очередь, трековые байки можно разделить на:

    спринтерские; для темповых гонок; для лидерских соревнований.

В первых двух категориях отличий практически нет. Едва заметна разница лишь в положении седла и руля. Что касается трековых моделей для лидерских гонок, то здесь имеет место быть принципиально другая сборка рамы: вилка значительно изогнута назад, уменьшен диаметр переднего колеса, а седло отличается необычным расположением. Все конструктивные особенности направлены на то, чтобы сохранить аэродинамику на этапе преследования и обгона.

Фирма Look – ведущий производитель

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Французская компания основана в 1951 году. Сначала это было небольшое предприятие, которое занималось производством снаряжения для лыжников, в чем, кстати, значительно преуспело. Но популярность к компании пришла после презентации первой велосипедной рамы, изготовленной из инновационного материала – карбона.

Именно после этого начинается новая эпоха деятельности компании – велосипедная. Сегодня предприятие специализируется исключительно на производстве деталей, расходников, комплектующих, аксессуаров и запчастей к гоночным велосипедам, изготовленных из высококачественных материалов.

Аксессуары для гоночных велосипедов

Понятно, что профессиональные спортсмены трепетно относятся к своей технике и стараются максимально усовершенствовать конструкцию велосипеда, чтобы одержать победу на соревнованиях. В свою очередь, производители велосипедных аксессуаров и запчастей регулярно предлагают новинки, отличающиеся эргономичностью, прочностью, надежностью и стильным дизайном. Рассмотрим основные аксессуары, которые чаще всего используются в гоночных велосипедах:

Велосипедные рамы (пример, модель L96Speed). Дизайн L96Speed основан на легендарной 496 модели. Улучшенная версия позволила оптимизировать аэродинамические качества, а также положительно сказалась на снижении общего веса. При этом сохранилась потрясающая прочность и эффективность. Педали (пример: модель KEO Classic). Шершавая педаль с большим количеством углублений обеспечивает максимально надежное сцепление стопы велосипедиста поверхностью педали, что предотвращает соскальзывание ноги и потерю скорости.

Что касается других аксессуаров, которые помогают профессиональным гонщикам становиться победителями:

Насадки для обуви. Как правило, совместимы с любым типом обуви, отличаются защитой от скольжения и надежным сцеплением с поверхностью, что обеспечивает безопасность во время катания. Звездочки. Различного диаметра в соответствии с конкретными скоростными режимами. Качество переключения передач улучшено за счет особой проработки зубьев. Шатуны. Вес запчасти составляет чуть больше 300 граммов, что никак не отражается на степени жесткости. Рули. Отличаются обтекаемой формой и улучшенными аэродинамическими свойствами.

Разумеется, аксессуары для трековых велосипедов в обычном магазине не найти. Как правило, их покупают у конкретного производителя (например, компании Look), специализирующегося на производстве определенных запчастей.

Лучшие гоночные велосипеды Tour de France

Гоночные велосипеды – виды и особенности

Престижная велогонка впервые состоялась в 1903 году, и вот уже более 100 лет собирает тысячи спортсменов и миллионы зрителей. Многие наблюдают не только за жаркой борьбой велосипедистов – их взгляды приковывают потрясающие модели байков, конструкции и дизайн которых заслуживают отдельного внимания. Рассмотрим наиболее выдающиеся из них:

Scott Addict R2 TT: Scott Plasma 3. Производители снабдили модель подседельным штырем и дополнительными лежаками для более комфортной езды и карбоновыми дисками. Инженеры предприняли удачное решение, установив оборудование Shimano (трансмиссия, обода и тормозная система). Focus Izalco Team Milram. Шедевр инженерного искусства, если можно так сказать. Велосипед оборудован навеской от таких известных производителей велосипедных запчастей и аксессуаров, как Sram, FSA Lightweight, Continental, что обеспечивает безукоризненное переключение передач. Руль из карбона и обода высокого профиля делают конструкцию байка максимально легкой и элегантной. Lapierre X-Lite FDJ Team. Рама этой модели весит всего 850 граммов. Вместе с жесткой вилкой из карбона, инновационной трансмиссией и другими компонентами вес байка едва превышает 6 кг. Look 595 Origin и 595 Ultra. Look – лидер среди производителей трековых велосипедов. Трансмиссия позволяет плавно разгоняться, не ощущая дискомфорта в коленных суставах. Переднее колесо заспицовано по радиальному типу, что сказалось на ходовых качествах велосипеда, попутно улучшив его внешний вид Pinarello FM1 Montello. Pinarello – это типичный итальянец в традиционном представлении. Уникальная рама с уменьшенной колесной базой, комфортные лежаки для продолжительных поездок, а также компоненты трансмиссии и тормозов от Campagnolo Super Record11 – все это и многое другое подчеркивают непревзойденные качества трекового велосипеда.

Трековые велосипеды для престижных соревнований – это, как правило, изготовленные под заказ модели, которые спроектированы с учетом специфики спортивной дисциплины и физиологических особенностей спортсмена.

Заключение

Гоночный велосипед – это специфическая разновидность горной модели, которая чаще всего используется для участия в соревнованиях. Использовать их для езды по городу или пересеченной местности – это, как минимум, странно и нецелесообразно. Если вы не планируете заниматься велосипедным спортом, то и приобретать дорогую трековую модель не имеет никакого смысла. Тем не менее, качества гоночных велосипедов и их дизайн заслуживают восхищения.