Байкпакинг – что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга | На литых дисках

Байкпакинг – что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга

Маршрут выбран, велосипед подготовлен, список необходимых вещей составлен. Теперь велотуристы должны придумать, как запаковать и погрузить скарб на двухколесник. Рюкзаки, громоздкие велоштаны − привычный, но плохой вариант, т.к. перегружает заднее колесо. Европейские непромокаемые мега-сумки красиво смотрятся, но делают байк неподъемным в случае непредвиденных ситуаций.

Появление модного тренда bikepacking помогает решить задачу. Путешественники получили возможность избавиться от тяжелых багажников, освободить навьюченный велосипед от лишнего груза. По статистике Google Trends к концу текущего года спрос на байкпакинг вырос в десятки раз. Альтернативное решение получило широкое распространение на Западе и в нашей стране.

Что такое байкпакинг

Байкпакинг – что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга

Американский bikepacking − это новая концепция перевозки снаряжения на велосипеде. Идея состоит из двух составляющих:

придать байку легкий ход и облегчить конструкцию; равномерно распределить груз вдоль всего велосипеда.

Велосипедисты традиционно размещают вещи на багажниках. Байкпакинг позволяет разложить экипировку велосипедиста по компактным аксессуарам и закрепить под седлом, рамой, рулем, вилкой. Суммарный грузовой объем, который размещен на байке, уступает типовым рюкзакам-штанам, боковым велосипедным сумкам. Но заставляет хорошо проанализировать маршрут и отказаться от избыточных вещей.

Американцы ассоциируют bikepacking с автономными велогонками протяженностью тысячи километров. Маршруты проложены вдали от оживленных трасс, исключают автомобильное сопровождение и присутствие команд поддержки. Спортсмен должен виртуозно управлять велосипедом, чтобы быстро пройти сложные участки, а затем заночевать с бивачным снаряжением. Минимум экипировки, расположенной вдоль байка, позволяет чутко управлять велосипедом и развить максимальную скорость.

История байкпакинга

«Новое − всегда хорошо забытое старое». Известный закон нашел подтверждение в современных идеях изготовления велосипедных аксессуаров. Производители обратились к опыту прошлых поколений. Первые австралийские переселенцы при освоении континента перевозили баулы, закрепленные под седлом, на руле и раме. В XIX веке американские солдаты привязывали на велосипеды скрутки с плащ-палатками и одеялами. Внутри рам закрепляли мешки с двухдневным запасом воды и провиантом. Удачные идеи приспособили к реалиям, добавив современные решения. В результате появился bikepacking, который стал востребованным трендом велопутешественников.

Новомодное движение не ограничилось прежними навыками. Концепция перевозок груза на велосипеде пошла дальше. Появилась идея создать легкоходный транспорт для велотуризма, который освобожден от лишней нагрузки через продуманный маршрут и рациональное размещение снаряжения велосипедиста. Байкпакинг стали называть походной философией райдеров. Известные компании выпустили новые модели велосипедов, аксессуаров, туристической экипировки. Например, палатки для байкпакеров, специальные сумки с возможностью прикрепить дополнительное снаряжение, лодки для комбинированных веломаршрутов.

Сумки для байкпакинга

Альтернатива рюкзакам характеризуется функциональностью, прочностью, удобством перевозки на велосипеде. Outdoor-дизайнеры и конструкторы освободили сумки для байкпакинга от лишних швов, окантовок, отделочных строчек. В снаряжении преобладает функциональный минимализм и технологичность.

Например, под брендом ortlieb велосипедные сумки без швов выпускают с карбоновыми вставками. Для мелочей и перекуса специально изготовили фидбэги и сумочки, которые крепятся на велосипедную вилку. В магазинах продаются герметичные мешки разных объемов, что позволяет защитить все снаряжение и документы от влажности и непогоды. Сумки шьют из армейской ткани с особой структурой нити, полиуретановым покрытием. Бюджетная альтернатива представлена баулами из обычных плотных тканей с водоотталкивающей пропиткой. В классический комплект bikepacking входят три качественные сумки небольшого объема.

Подседельная

Профессионалы советуют при выборе велосипедной экипировки учитывать цель поездки. Например, для длительных путешествий понадобится подседельная сумка 10-литрового объема. Вытянутый водонепроницаемый баул, который крепится на штыре, надежно фиксируется лямками на каркасе седла. Чтобы не допустить раскачивания, при упаковке тяжелые вещи размещают внизу сумки.

Дизайнеры подседельных баулов Backloader добавили комплект консоль и гермомешок на 7 литров, повторяющий коническую форму сумки. Герметический мешок оснащен стравливающим воздух клапаном. Устройство компактно ужимает спальник, одежду и другие вещи. Саму компресс-герму легко вытащить, не снимая с велосипеда. Обязательный элемент байкпакингового набора можно купить в любом интернет-магазине. Стоимость заказа − от 2000 р. Производители ortlieb выпускают сумки, изготовленные способом высокочастотной сварки. Даже швы выдерживают напор водяного столба сто тысяч мм.

Нарульная

Байкпакинг – что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга

Водонепроницаемая цилиндрическая сумка − идеальное решение для перевоза на велосипеде громоздких элементов экипировки (спальник, палатка). При боковой загрузке вещей каждая сторона закрывается скруткой и фиксируется застежкой-карабином. Нарульные сумки с вертикальным размещением вещей застегиваются на молнию, используются для перевозки вспомогательных мелочей. Из двух видов горизонтальная консоль пользуется большей популярностью.

В китайские сумки woho дополнительно вставлена пластиковая панель, которая придает устойчивость и удерживает центральную часть от выпирания. Обычно между сумкой и панелью размещают небольшой груз (например, куртку). Для велосипедных путешествий на большие расстояния выпускают консольную сумку-чехол на руль с пластиковой основой, позволяющей велосипедистам пользоваться смартфоном в любую погоду.

Внутрирамная

Самый вместительный вид перевозки снаряжения − обязательный аксессуар велосипедного путешественника. Сумку с тяжелыми вещами устанавливают во внутреннее пространство рамы. Вытаскивающееся двойное дно увеличивает объем баула. Смещенный к низу центр тяжести позволяет уверенно управлять велосипедом на высокой скорости, не бояться вхождения в крутые повороты. Подобрать нужный размер под геометрию рамы сложно. Опытные велосипедисты обычно шьют внутрирамные сумки на заказ или покупают цилиндрические баулы, которые устанавливают под верхнюю трубу рамы.

Достоинства и недостатки байкпакинга

Многие путешественники отказались использовать велосипедные рюкзаки в длительных походах. Груз за спиной смещает центр тяжести, ухудшает управляемость на скорости, повышает риск падений при входе в повороты. Утомляемость шеи и плеч, потеющая спина, удары на копчик под весом заплечного мешка доставляют велосипедисту много проблем. Bikepacking предлагает сбалансированную нагрузку по всей длине транспортного средства. Новая концепция перевозки снаряжения на велосипеде имеет достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при выборе сумки.

Плюсы байкпакингаМинусы байкпакинга
Поведение велосипеда не меняется на дорогеБольшая нагрузка замедляет разгон, затрудняет выполнение скоростных маневров
Уменьшает аэродинамическое сопротивлениеСнаряжение увеличивает общую массу велосипеда
Позволяет свободно ездить по пересеченному рельефу, заросшим тропинкам Мало места, помещаются только необходимые вещи
Герметичные баулы быстро крепятся на велосипедСложная упаковка снаряжения
Вес равномерно распределенного груза не задирает переднее колесо при подъемеПодседельные велосумки не всегда устойчивы и могут раскачивать велосипед
Путешественник получает больше комфорта и удовольствия от езды на велосипедеПодседельный баул иногда промокает
Байкпакинговые сумки подходят под любой маршрутПри боковом ветре внутрирамная сумка раздувается, создает эффект паруса
Универсальность велосипедных аксессуаров, которые удобно использовать и в походах, и в городеОграничения в объеме
Высокая стоимость

Особенности классического комплекта сумок bikepacking:

    Нарульные позволяют перевести много груза. Но ухудшают управляемость велосипедом на плохих дорогах. Подрамная велосипедная сумка − универсальный способ для перевозки мелких предметов. Минус − ограничения по эксплуатации на велосипедах типа «двухподвес». Подседельные сумки называют родственниками велосипедного бардачка. Главное достоинство − не увеличивают аэродинамическое сопротивление. Недостаток − небольшие размеры, трудная доступность при движении. Компактные нарамные не мешают маневренности велосипеда, но размер сумок ограничивает количество полезного груза.

Совместимость с велосипедами

Ценность новой концепции заключается в том, что способ перевозки снаряжения применим к любому виду велосипедов. Спрос на байкпакинг заставил производителей выпускать специальные модели байков. Для двухподвесов дизайнеры разработали аксессуар под раму, что избавило владельцев от необходимости шить баул на заказ.

Когда лучше не использовать байкпакинг

Байкпакинг – что это, плюсы и минусы сумок для байкпакинга

Bikepacking имеет ограничения, из-за которых не используется в следующих велосипедных походах:

    Автономные путешествия вдали от населенных пунктов. Снаряжение и запас продуктов, которые понадобятся при прохождении внедорожного маршрута, не удастся разместить в байкпакинговые баулы. Кругосветные велопоходы рассчитаны на тысячи километров. Не все страны располагают развитой инфраструктурой, позволяющей докупить продукты или по почте переслать вещи. В таких путешествиях используют классические наборы велосумок, рюкзаки-штаны и пр. Комфортный отдых в собственном кемпинге. Для многодневной поездки на велосипедах потребуется габаритное снаряжение, специальные приспособления, видео и фото аппаратура. Длительные путешествия зимой сопровождаются большим количеством теплых вещей, топлива, усиленным набором продуктов. Разместить все снаряжение в байкпакинговых сумках − трудная задача для велосипедиста.

Можно ли комбинировать байкпакинг и велосумки

Удобные велосипедные аксессуары нового поколения хорошо совместимы с классическими решениями. Райдеры самостоятельно их комбинируют и распределяют по всей длине велосипеда. Например, боковые велосумки крепят на передний багажник, а часть вещей размещают в подседельную сумку. Велосипедисты часто ставят сзади компактные и более легкие сумки, предназначенные для переднего багажника.

Заключение

Байкпакинг стал «спусковым крючком» для экспериментов в велотуризме. Комплект удобных функциональных сумок остается востребованной альтернативой рюкзакам и громоздким багажникам.