Циклокроссовый велосипед (циклокросс) – что это, особенности
Циклокросс является довольно специфическим велосипедом, в первую очередь предназначенным для езды по грязи и бездорожью. Во многом этот вид байков похож на шосссейники, однако конструкция рамы и ее прочность, мощное торможение, отличный клиренс шины делают это транспортное средство по-своему уникальным. Давайте подробнее рассмотрим все особенности циклокроссового велосипеда, что это за байки такие, их рейтинг, плюсы и минусы.
Циклокросс как вид спорта
Велокросс или другое название циклокросс — это вид спорта, где велоспортсмены проезжают на своих байках трассу с техническими препятствиями протяженностью 3,5 км. Здесь важно не только мастерское управление велосипедом, но и преодоление рвов, холмов, невысоких искусственных стенок и других препятствий со своим байком на плече или в руке.
Что такое циклокроссовый велосипед
Учитывая что такое мероприятие, как циклокросс проводится осенью, зимой и весной, для его участников выдвигается особое требование: необходимо транспортное средство, способное уверенно себя чувствовать в грязь и снег. Как раз для таких целей и существуют циклокроссовые велосипеды — в некотором роде гибриды маунтинбайков и шоссейников, усовершенствованные для езды по бездорожью, вязкой грязи, а также песка, травы, корней деревьев и для преодоления препятствий.
Особенности
Велосипед для циклокросса взял лучшее у МТБ и шоссейных байков, чтобы быть более проходимым и управляемым.
Тормозная система
Из достоинств тормозной системы циклокроссовых байков можно выделить:
наличие дополнительных тормозных ручек, установленных на верхней части руля, что делает велик более удобным при управлении на сложных участках гонки; роторные тормоза выгодно отличают этот вид великов от маунтинбайков; троссовые/гидравлические дисковые тормоза повышают эффективность торможения, чего нет у шоссейников.Кантилевер, используемый в циклокроссовом велосипеде в качестве ободной составляющей, защищает тормоза от загрязнения.
Цепи
Двойная цепь спереди Cyclocross-байков имеет меньшую передачу, что при езде по грязи, снегу, траве увеличивает устойчивость. К тому же, согласно большинству производителей великов, наличие таких цепочек снижает риск механических проблем.
Шины и диски
Шины циклокроссовых великов имеют глубокий протектор, они большего объема, чем у тех же шоссейников (28” против 26”). Такие особенности улучшают сцепление с поверхностью, повышают амортизацию и препятствуют повреждению шин. Многие производители устанавливают на ЦК-байки бескамерные либо трубчатые покрышки, которые меньше изнашиваются и являются более устойчивыми.
Колеса на циклокроссовых велосипедах внешне схожи с колесами для горных. Дополнительная прочность и долговечность достигается за счет увеличенного количества спиц.
Рама
Рама для велокроссового байка адаптирована под невысокие скорости и для удобства переноски байка на плече владельцем. Кроссовая рама имеет длинные нижние перья (у шоссейников они короче), угол наклона рулевой колонки 70° в отличие от 73° у рам шоссейных моделей. Завал верхней трубы отсутствует, у многих циклокроссовых велосипедов у рам нет слопинга. Все эти параметры улучшают управляемость байком на низких скоростях.
Характерные отличия у циклокроссов
Cyclocross-байки универсальны. Помимо уже перечисленных отличий от шоссейных байков и МТБ, можно назвать еще несколько:
за счет адаптированной рамы посадка менее агрессивная, чем на шоссейнике, что позволяет не только ездить в расслабленном положении, но и отрабатывать препятствия и неровности на трассе; на низких скоростях более точная управляемость. При преодолении препятствий в виде корней, травы или ям, большая скорость не нужна, а вот отличная маневренность дает возможность легко преодолевать неровности и быстрее финишировать на соревнованиях; дополнительные тормозные рычаги отлично показывают себя на сложной трассе и при смене положения рук на руле. Правда, не все модели велосипедов для циклокросса могут похвастаться этим; трансмиссионные и тормозные тросы проложены таким образом, что не мешают велосипедисту при переноске байка на плече или в руке и снижают риск сбить переключатель либо переместить тросики в неправильное положение.Еще одна особенность этого велика — это его вес. Так как он предназначен для езды по бездорожью и попеременного перетаскивания его через зону препятствий, то 7,5-10 килограммовый cyclocross-байк более привлекателен 13-14 килограммового горного велосипеда.
Плюсы и минусы велосипедов для циклокросса
Из достоинств этих байков можно отметить:
-
вес – если приходится велик тащить на себе, то чем он будет легче, тем лучше для велосипедиста;
функциональность и возможности циклокроссовых велосипедов отлично показывают себя на средних грунтовках, грязи, траве, песке и т.п.
такие велосипеды — один из лучших вариантов не только для спортивного соревнования, но и при езде по неровным шоссе, грунтовым дорогам с песком и грязью, по лесным тропам и проселочным дорогам.
Недостатки циклокроссовых моделей велосипедов:
-
заносы на больших скоростях;
невысокая динамика на шоссейных дорогах, городских улицах и любых ровных дорожных покрытиях.
Рекомендации как выбрать циклокроссовый велосипед
Еще несколько параметров, отличающих cyclocross-байк от маунтинбайков, шоссейников и скоростных моделей, помогут вам остановить свой выбор на циклокроссовом велосипеде:
-
Цена. Скоростные байки, особенно известных брендов могут стоить до 10 000 $ из-за используемой в их сборке самой дорогой детали – вилки с амортизатором. В сборке велосипедов для циклокросса ее нет, потому стоимость такого транспортного средства гораздо ниже.
Универсальность. Циклокроссовые, как и более скоростные модели велосипедов по проходимости примерно одинаковы за счет шин с широким протектором. Но первые выигрывают благодаря своей конструкции: их покрышки можно заменять на другие меньше диаметром, что дает возможность с легкостью кататься не только по бездорожью, но и по городу и шоссе.
Вес — об этом параметре было сказано уже немало, но не будет лишним повторить. Для велоспортсмена на гоночной трассе сложнее чем пересечение труднопроходимых участков может быть только перетаскивание на себе тяжелого двухколесного «друга». Если минимальный вес скоростного велосипеда — не менее 8,5-10 килограммов, то качественный cyclocross — 7-7,5 килограммов.
Рейтинг лучших велосипедов для циклокросса
Ниже вы найдете лучшие модели циклокроссовых велосипедов не только по критериям универсальности, качеству комплектующих и скоростным характеристикам, но и по внешней привлекательности для истинных велолюбителей и велоспортсменов.
Specialized CruX Elite — это, можно сказать, байк без недостатков: полностью выполненный из карбона (колеса, в том числе), дисковые тормоза, облегченная рама. Агрессивная геометрия позволяет свободно ехать как по прямым узким улочкам, так и совершать резкие повороты. Благодаря отличной трансмиссии переключение передач осуществляется легко. На велосипеде вы найдете аккуратные тросики, защищенные от повреждений внутренней прокладкой. Для удобства переноса байка на нем есть удобные «ручки». Ездить на таком велике — одно удовольствие.
Canyon Inflite CF SLX — довольно легкий велосипед, предназначенный для велокросса, — его вес около 7600 граммов. Эта модель даже получила награду за дизайн — и все благодаря необычной на вид изогнутой раме. Этот изгиб позволяет с комфортом переносить велосипед на плече. Еще из преимуществ: тросы проходят внутри рамы, и отлично запечатанные входы и выходы в нее защищают от попадания грязи. Управляемость улучшена за счет более широкого руля, чем у шоссейников, и более короткого его выноса. Карбоновые колеса, современная трансмиссия — все это делает модель чрезвычайно привлекательной.
Surly Cross Check – простая и между тем надежная, качественная модель байка, которую можно модернизировать по своему вкусу. Для велопрогулки вы можете закрепить на нем спереди или сзади багажник. Установив длинную цепь и заменив передаточные на тяговитые трансмиссионные отношения, вы получите отличный велосипед для горных поездок. Велик прекрасно чувствует себя при езде по грязи, а также на грунтовой дороге, не боится мелкого дождя и ливня. Ну а яркий салатовый цвет добавляет модели привлекательности.
TCX SLR 1 — универсальный велокроссовый байк, способный быстро ехать по асфальту, песку, грязи, траве. Облегченная алюминиевая рама, композитная втулка и 12мм задняя и передняя оси — все это позволяет плавно и уверенно управлять велосипедом на любой местности. Интегрированные дисковые тормоза с плоскими креплениями и сквозными осями предлагают рейдеру лучшую модуляцию, что позволяет рассчитать, сколько прикладывать прижимной силы. Giant WheelSystem дает возможность использовать бескамерные шины, благодаря чему езда становится более плавной, снижается сопротивление качению.
Ribble CGR AL Shimano 105 — универсальная модель, подходящая как для поездок по гравийке и дорогам, так и для велокросса. Алюминиевая рама, гидравлические дисковые тормоза. Это недорогой велосипед, почти не уступающий по производительности своим дорогостоящим конкурентам — все благодаря трансмиссии Shimano 105. Правда, есть у него и недостаток: немалый вес для циклокроссового велосипеда — 9,8 кг.
Заключение
Циклокроссовые велосипеды многофункциональны, надежны при езде по бездорожью, удобны в повседневных поездках. Не обязательно участвовать в велогонке, чтобы насладиться ездой на таком байке. Однако, если вы занимаетесь триатлоном, где аэродинамика стоит на первом плане, или участвуете в соревнованиях на шоссе, вам стоит выбирать другую модель велосипеда.