Катафоты на велосипед – что это, виды и рекомендации | На литых дисках

Катафоты на велосипед – что это, виды и рекомендации

Езда на велосипеде приносит массу удовольствия, укрепляет здоровье и расширяет горизонты, однако такой вид транспорта несет с собой и опасность, особенно в сумерках и ночью, если велосипедист не постарался сделать себя более заметным для несущихся автомобилей, закрепив катафоты на велосипед. Поговорим сегодня о световых отражателях, какие они бывают, где и какие катафоты устанавливаются на велосипеде, а еще о том, как их можно сделать собственноручно.

Что такое катафоты для велосипеда

Не все райдеры знают, что такое катафоты на велосипеде, потому что в народе их больше знают как светоотражатели. Выглядят они как небольшие пластины разных цветов и нужны для отражения падающего света при помощи минимального рассеивания.

Конструкция катафотов представляет собой несколько зеркал, расположенных под прямым углом. Когда между этими зеркалами проникает световой луч, он отражается на 180. Длина такого отраженного луча довольно значительная — 150 м, потому байк заметен для водителей автомобилей на приличном расстоянии, что помогает успеть сориентироваться в случае непредвиденной ситуации и предотвратить аварию.

Изготавливаются элементы из стекла или из более дешевого пластика, обрамлены хромированным металлом либо полистиролом. Есть модели, которые изготавливают из акрила. Производители более современных катафотов предлагают модели с уже встроенными светодиодами, которые сами по себе уже являются источниками света. У корпуса имеется металлическое крепление. Устанавливают светоотражатели на определенные детали велосипедов.

ПДД о светоотражателях

В Правилах дорожного движения четко указывается, куда нужно прикреплять катафоты на велосипеде. Все дело в том, что отражатели света имеют три разновидности: белого, красного и оранжевого цветов, каждая из которых устанавливается в строго определенное место, чтобы не вводить остальных участников движения в заблуждение:

передний катафот на велосипед должен быть белым, его устанавливают над рулевой трубкой либо прикрепляют к багажнику (или корзине), если он находится спереди. Также можно прикрепить между ногами рулевой вилки на перемычке; задний катафот — красный, его можно установить прямо под сиденьем на подседеле либо на заднем крыле. Если сзади установлен багажник, можете закрепить катафот прямо на нем; на спицах по бокам должны быть закреплены оранжевые световозвращатели — по одному на каждое колесо в ситуации с двухсторонними моделями и по два на каждое колесо в случае с односторонними. В принципе, разрешается установить и по одному катафоту на односторонних моделях, только обязательно, чтобы они направлялись влево и вправо.

Разновидности катафотов

Катафоты на велосипед – что это, виды и рекомендации

Существует четыре разновидности светоотражателей, имеющих свои функциональные особенности. Рассмотрим каждый из них подробно.

Габаритные светоотражатели

Катафоты способны только отражать падающие на них в темноте лучи света, потому их называют источниками пассивного излучения. Если вы будете ездить на велике только при свете дня, поместите на него белый светоотражатель на передней, а красный — на задней части байка.

Катафоты со светодиодами

Катафоты на велосипед – что это, виды и рекомендации

Светоотражатели, у которых есть встроенные светодиоды, являются девайсами нового поколения – активными источниками излучения. В их задачу входит не только отражение лучей света, но и излучение. Это особенно важно при плохой погоде, во время проливного дождя либо когда сгустился туман. Катафоты со светодиодами на велосипеде сделают вас более заметными в непогоду. В таких световозвращателях есть несколько диодов, работающих от электрического тока. Правда, для них нужно создать источник питания. В данном случае им может выступить обыкновенный фонарик — мощности его батареек вполне будет достаточно, чтобы подзарядить освещение.

Также генерировать постоянный ток в процессе покатушек можно динамо-машиной, которую закрепляют на переднем колесе байка.

Отражатели на спицах

К сожалению, не все велосипедисты воспринимают боковые светоотражатели в качестве необходимых деталей велосипеда. Нередко это происходит по причине стереотипного недоброжелательного отношения к ним профессиональных гонщиков. Раньше отражатели были тяжелые и, учитывая то, что их нужно было устанавливать на спицы, нередко они становились причиной появления восьмерки на колесе и цеплялись за соседние спицы. Сейчас же боковые катафоты по весу делаются легкими и, принимая во внимание то, что конструкцию можно закрепить на одной спице, они не повлияют на центровку колеса.

Важно! Светящиеся желтые и оранжевые катафоты на спицах во много раз увеличивают безопасность райдера на трассе в темноте.

Плюс к этому, такие оригинальные элементы украшают сам байк и улучшают настроение его владельца во время катания. Современные отражатели света для спиц имеют несколько десятков различных форм, целую радугу цветов и оттенков, у некоторых даже есть звуковые эффекты.

Свет отражателей питается небольшими батарейками, они не боятся ни проливного дождя, ни грязных луж, так как их делают водонепроницаемыми.

Вращающиеся светоотражатели

Катафоты на велосипед – что это, виды и рекомендации

Райдеры, для которых езда на велосипеде стала стилем жизни, с удовольствием устанавливают на свои агрегаты стильные вращающиеся катафоты. Уже проверено, что мигающее свечение наиболее заметно в темноте и обращает на себя больше внимания, чем ровный поток света без пульсации.

Подвижные элементы находятся внутри прозрачного корпуса, который защищает одежду ездока от вращающихся частей. С запуском специального колесика начинается работа катафота. Производителями также предлагаются настолько чувствительные модели, у которых мигающий свет может появиться даже от небольшого ветерка.

Лет 70 назад в Америке впервые появилась идея разработать вращающиеся модели отражателей света для транспортных средств. Джон Паркер изобрел, а потом и получил патент на устройство, которое «лепестками» цеплялось на спицы колес и за счет мягкой пружины раскачивало зеркальную поверхность. Благодаря этому отражаемый свет начинал мигать. Но у изобретения были свои недостатки, которые не дали широкого распространения этих катафотов на колеса велосипедов:

его нужно устанавливать слишком близко к поверхности земли, а в таком положении устройство почти не видимо с высоты роста человека; устройство значительно выпирает в сторону от колеса, из-за чего легко повреждается при столкновении с бордюрами, стойками для парковки байков и прочими объектами.

Другой изобретатель, Ла-Лонд создал свой вращающийся катафот. В нем два вращающихся светоотражателя устанавливаются на оси колесика, зацепленного в максимально верхней точке с передним либо задним колесом. Благодаря высокому положению катафота мигающий свет видим для окружающих людей, но такой катафот получился слишком увесистым и громоздким для байков. Помимо этого, в нем есть открытые подвижные части, которые быстро забиваются травой и дорожным мусором и в них постоянно попадает одежда райдера. Из-за этих недостатков изобретение тоже осталось в стороне.

Майк Курран учел недостатки моделей предыдущих изобретателей и представил свое устройство с прозрачным колпаком, защищающим подвижные элементы от воздействия влаги и грязи, а также от попадания одежды. Катафоты Куррана небольшие, довольно просто прикрепляется к велику. Это устройство и стало самым подходящим для любителей езды на велосипеде.

На сегодняшний день появилась возможность своими руками собрать вращающийся велосипедный светоотражатель, воспользовавшись приводом от небольшого электродвигателя.

Как своими руками сделать катафоты

    Самостоятельно сделать светоотражатель на велосипед не составит особого труда. Самое простое: вы можете взять специальные наклейки для велосипедов, которые легко снимаются в случае нужды. Наклейки берите тех цветов, которые будут соответствовать правилам установки отражателей света (спереди, с боков и сзади). Лучше всего, если вы будете комбинировать наклейки со стандартными катафотами в качестве дополнительных элементов для повышения своей видимости для окружающих. Другим вариантом будет подсветка в виде ленты со светодиодами, которую нужно расположить на раме либо в разных местах байка. Рекомендуется обработать силиконовым герметиком места крепления этой ленты. Также вам понадобится источник питания, который будет обеспечивать ленту энергией.

Рекомендации по выбору

Прежде чем вы приобретете катафоты на свой велосипед, посмотрите, из какого материала они сделаны. Лучше всего, если они будут пластиковые — такой материал более прочный, в отличие от стеклянных моделей, которые могут разбиться либо деформироваться в дороге.

Обратите внимание на размер световозвращателей — чем они крупнее, тем лучше.

Для боковых частей байка выбирайте облегченные модели катафотов, чтобы не утяжелять колеса и не ухудшать управляемость агрегатом.

Заключение

Катафоты на велосипед устанавливаются с целью обезопасить владельца байка от аварии и для благополучного движения других участников на трассе. Не стоит пренебрегать такими важными элементами на своем байке — это залог комфортной езды в темное время суток. Постарайтесь во время катания выбирать дороги с наименее интенсивным движением, но если такой возможности нет, максимально обезопасьте себя от неприятностей, правильно установив надежные светоотражатели для велосипеда.