Велосипед BMX – что это, разновидности
Изначально BMX велосипед создавался для подготовки детей к мотокроссу. Но благодаря его способности стойко выдерживать нагрузки, которые не под силу другим маунтинбайкам, сейчас этот велосипед пользуется большой популярностью в трюковом катании. На нем можно совершать виражи, прыгать с трамплина и осуществлять другие эффектные трюки. Поговорим сегодня, что это такое – BMX велосипед, как он выглядит, для чего используется, как правильно выбрать BMX велосипед и какие модели считаются лучшими на сегодняшний день.
Что такое BMX велосипед
Дословный перевод аббревиатуры BMX (bicycle motocross) – «велосипедный мотокросс», «веломотокросс». BMX велосипеды — это особые модели в велоспорте, которые имеют очень жесткие раму и вилку, что позволяет великам выдерживать колоссальные нагрузки экстремальной езды. Колеса небольшого диаметра, всего одна скорость (а больше и не нужно), сидение низкое, близко расположенное к раме (это и несущественно, так как на него редко когда садятся). Перепутать бимиксы с другими видами байков практически невозможно.
История появления
В 60-70 гг прошлого столетия, когда мотокросс приобрел большую популярность, появился BMX. Подростки и дети, наблюдавшие, как взрослые спортсмены соревнуются на трассах, тоже хотели такого драйва. Они стали сами создавать себе трассы, похожие на трассы мотокросса, надевали экипировку, предназначенную для этих гонок, садились на свои велосипеды и устраивали соревнования.
Спустя время BMX из детского развлечения стал самостоятельным видом спорта и одна из его дисциплин с 2008 года была включена в программу Олимпийских игр.
Конструкция устройства
Как уже говорилось выше, у BMX велосипедов всего одна скорость — нет переключателя скоростей. Велик легкий и жесткий — это позволяет райдеру хорошо «качать» трассу. Рама у него длинная и низкая. И это не все, чем BMX отличается от обычного велосипеда.
Рама
Для осуществления прыжков, удачных приземлений и совершения немыслимых трюков конструкция велосипеда должна быть прочной. А потому к раме BMX велосипедов особые требования:
в качестве материала, из которого изготавливается рама, используются алюминий, сплавы стали, титан с добавлением хромомолибдена для усиления основы; геометрия рамы — 2 треугольника, имеющих совместное основание; в точках, испытывающих максимальные нагрузки, трубы рамы утолщенные; крепление втулки толще и больше по площади по сравнению с другими велосипедами.Мотокроссовая рама вытянутая и очень низкая. Правда, длина рамы зависит от вида катания, для которого будет использоваться байк.
Руль
Благодаря специальному механизму (гироротатору) руль способен свободно вращаться на 360°. Его прочность обеспечивается кроссбаром (дополнительной перекладиной посередине). Грипсы с заглушками на краях ручек усиливают сцепление рук гонщика с рулем.
Колеса
Колеса для BMX велосипедов небольшого диаметра — от 16 до 24 дюймов. Чаще всего гонщики выбирают средние для этого вида спорта колеса — 20 дюймовые. В зависимости от стиля катания покрышки могут ставиться как «зубастые» (которые хорошо держат велики на грунте и гасят удары, получаемые при приземлении), так и гладкие дорожные (слики). Также популярны полуслики. Давление, поддерживаемое в колесах — 3-7 бар. Обода должны быть прочными, двухкамерными либо трехкамерными.
Вилка
Так же как и рама, вилка – стальная с добавлением хрома и молибдена. Это, а еще внушительная толщина, обеспечивают ей необходимую прочность.
Пеги, необходимые на BMX, изготавливаются из металла, хотя иногда можно встретить модели с пластиковыми или карбоновыми пегами. Эти трубки 10-11 см длиной обеспечивают дополнительную опору во время трюков и благодаря им райдер отлично скользит на перилах и различных гранях.
Скорость и торможение
Вращающийся руль не предусматривает никаких тросиков, которые могут помешать велосипедисту совершить очередной трюк, потому переключателя скоростей на бимиксах нет, все гонщики катаются на одной скорости. Это же касается тормозных тросиков — чтобы они не мешались, тросик переднего тормоза убран внутрь вилки, а для заднего используется гироротор в рулевой колонке.
Многие спортсмены просто убирают тормоза, чтобы сделать велосипед еще легче.
Седло и педали
Сидение расположено очень низко, почти на уровне заднего колеса. Оно практически не используется гонщиками, так как в процессе выполнения трюков им сидеть в седле не приходится. Чаще его используют в качестве опоры.
А вот педали в BMX велосипедах очень важны, так как должны выдерживать большие нагрузки. Обычно они шире, чем у других видов байков, выполнены из магниевого сплава или алюминия. Бывают и пластиковые педали, но они менее прочные и надежные. Если учесть, что велосипедист не только толкает педали, но и тянет, у них есть шипы, увеличивающие сцепление с обувью.
Разновидности
Учитывая, что велосипедный мотокросс делится на несколько дисциплин, что предполагает выполнение самых разнообразных трюков, спортивные велосипеды BMX бывают нескольких видов.
Street (Стрит)
Является наиболее популярным экстремальным видом, потому что райдеру не нужны специально оборудованные площадки и трассы — можно кататься по всему городу. Трюки можно выполнять в парках, на лестницах и перилах, прыгать через бордюры, на парапетах, скамейках. Для соревнований могут сооружаться искусственные стрит-секции. Правда, стрит — это не столько соревновательная дисциплина, сколько стиль жизни, которому присущи свой стиль поведения, музыка, мода.
Велосипеды БМХ для стрита — это облегченные байки без тормозов, иногда и без сидений. Покрышки сликовые или со слабо выраженным протектором, широкие и крепкие. Колеса небольших размеров для более простого управления. Очень удобно выполнять трюки, скользить по граням, если на велике будут установлены пеги. Втулки-фрикостеры, установленные сзади, дают возможность райдеру ехать задом.
«Стритовые» велосипеды — это легкие, маневренные и компактные агрегаты, имеющие хорошее сцепление с поверхностью. Правда, с трамплинов прыгать на таких великах не стоит, так как с приземлением из-за вертикальной вилки могут возникнуть сложности.
Racing (гонки, рейс)
Именно с них и начинались когда-то BMX. Это соревновательная дисциплина на прохождение трассы. На велосипедах для Rasing BMX можно преодолевать на скорости невысокие дропы, крутые повороты и другие препятствия на трассе. На велике устанавливаются:
облегченная алюминиевая рама высокой прочности; удлиненная база, повышающая устойчивость; покрышки с выраженным протектором; задние тормоза; качественные контактные педали.Это крепкие и одновременно легкие велосипеды, которые уверенно себя чувствуют на сыпучей или скользкой грунтовой дороге.
Dirt (Дерт-джампинг)
Соревновательная дисциплина, где гонщики выполняют трюки повышенной сложности на специально оборудованной грунтовой трассе с холмами, трамплинами, земляными насыпями. Это может быть как один трамплин, так и несколько, расположенных друг за другом.
Здесь задача как можно сильнее оттолкнуться от поверхности трамплина, чтобы, поднявшись высоко в воздух, совершить как можно больше сложных трюков и затем плавно приземлиться. Чем лучше будет выполнена комбинация, тем больше баллов получает спортсмен.
-
Велосипеды Dirt BMX более тяжелые и приземистые по сравнению с другими разновидностями, потому что у них рама, вилка и руль стальные.
У велобайков часто есть не только передний, но и задний тормоз.
Рамы здесь наиболее прочные.
Удачное приземление обеспечивается значительным углом отклонения вилки.
За счет удлиненной базы велик стабилен в полете.
Благодаря низко расположенному центру тяжести обеспечивается особая устойчивость байка.
Широкие шины с агрессивным протектором дают максимальное сцепление с поверхностью.
Педали также широкие и прочные.
Дерт-джампинг — одно их самых зрелищных и эффектных соревнований, но и самое травмоопасное.
BMX парк
Еще одно интересное направление, возникшее, можно сказать, случайно. Когда в 1976 году в штате Калифорния засуха высушила частные бассейны, обнажилось дно с плавными изгибами. Такой рельеф очень понравился скейтбордистам и они стали активно осваивать новые препятствия. Со временем начали появляться целые скейт-парки, которые пришлись по душе и BMX-рейдерам. Они принялись сооружать свои парки, которые больше подходили для катания на байках, чем на скейтах.
BMX парк сейчас — это езда по конструкциям с полукруглой основой. Во время соревнования райдер должен выполнять различные по высоте и амплитуде фигуры, и чем больше он задействует фигур в парке, тем лучше. Для получения баллов учитывается все: сложность трюков, амплитуда, вариативность использования фигур.
Байк для парка во многом похож на велосипед для дерт-джампинга — такой же крепкий, чтобы выдерживать сложные трюки. При этом он более подвижный, верткий и легкий, чем похож на бимиксы для рейса. Тормозов на велобайке нет, шины тонкие, с хорошим накатом.
Flatland (Флэтленд)
Велосипеды для этого вида катания не предназначены для езды, скорее, для «танцев» на одном колесе без касания земли ногами и акробатических трюков.
У велосипедов для данного вида соревнований база максимально укороченная, вилка расположена почти вертикально. Пеги очень прочные, по 2 на каждом колесе. Множество спиц и усиленные обода. Отзывчивые тормоза отличаются особой цепкостью.
В зависимости от стиля катания, который выбирает райдер, его велосипед должен иметь определенное оснащение, подходящее под конкретную дисциплину.
Рекомендации по выбору
Чтобы знать, какой выбрать BMX велосипед, сначала нужно понять, в каких целях он будет использоваться, какие трюки будете на нем выполнять и что вы ждете от своего байка.
Материал
Цена агрегата, его вес и срок эксплуатации зависят от материала, из которого он сделан. Если это обычная сталь (хай-тен), то цена вам понравится, но велосипед не будет отличаться прочностью. Детали из легированной хромомолибденовой стали (Cr-Mo) в два раза прочнее, но и цена на такой велосипед намного выше.
Если хочется купить недорогой, при этом качественный BMX велосипед, выбирайте «комбинированные» байки, где одни детали сделаны из Cr-Mo, другие — из Hi-Ten. Особенно проверьте, чтобы рама была из легированной стали.
Алюминиевые рамы подойдут только для BMX Racing, а еще для детей и подростков. Серьезные прыжки и удары они не выдержат.
Титановые рамы — неоправданно дорогие, в данном случае лучше предпочесть легированные велики.
Рулевая колонка
Обратите внимание, чтобы рулевая колонка была мощная, в диаметре минимум 1.1/8 дюймов. В идеале, если это будет интегрированный стакан с промышленными подшипниками закрытого типа, которые не будут разрушать трубу.
Кареточный стакан
Выбирайте кареточный стакан, у которого запресованные втулка и подшипники (Mid или более легкая Spanish «испанка»). Есть еще Euro — резьбовые кареточные стаканы с внешними подшипниками, правда, они тяжелые, не слишком надежные и популярные. Другие варианты вообще не рассматривайте.
Втулки
На втулки приходится вся нагрузка, потому на них также нужно обратить пристальное внимание при выборе БМХ байка.
-
Наилучшим вариантом будет втулка с драйвером — благодаря храповому механизму кассеты она имеет большой срок эксплуатации, облегчает конструкцию, что позволяет эффективно совершать трюки на велосипеде.
Другой вариант, фрикостер — редко встречающийся тип втулки для стандартной модели трюкового велобайка, который к тому же стоит заоблачные деньги.
И третий, фривил — бюджетный вариант втулки, его недостаток — крупная и тяжелая звезда.
Колеса
Для лучшей устойчивости и прочности приобретайте колеса с двойными ободьями, толщиной 1,8-2,25 дюймов. Большое количество спиц повышает способность выдерживать значительные нагрузки. Подходящая резина — слики или полуслики, для плохого покрытия подойдут шины с выраженным протектором.
Педали
Наилучшими педалями являются магниевые – они прочные и весят меньше алюминиевых. Последние также считаются надежными и при этом по цене – более доступные. А вот пластиковые педали – наименее прочные, зато они легко меняются в случае поломки и являются самыми дешевыми.
Размер
Из-за того, что на BMX велосипедах ездят преимущественно стоя на педалях, размер рамы не имеет особого значения. Хотя, конечно, длина верхней трубы имеет значение и подбирать подходящий вариант стоит методом примерки.
Лучшие BMX велосипеды
Если вы определились со стилем катания, осталось выбрать лучший вариант байка для ваших целей. Предлагаем вашему вниманию рейтинг производителей BMX велосипедов.
Haro Bikes — популярность велосипедам этой фирмы дал ее основатель – профессиональный велогонщик Боб Харо. Он разрабатывал свои велики, а потом выступал на них, выполняя умопомрачительные трюки, чем и продвинул свой бренд в лидеры производителей БМХ велосипедов. Помимо бимиксов, компания выпускает маунтинбайки и пляжные велосипеды.
Sunday — продукция компании наиболее полно соответствует запросам потребителей, потому что разработчиками бренда являются активно катающиеся на байках экстремалы. Компания дает пожизненную гарантию на свои велосипеды, а все благодаря прочной хромомолибденовой раме и другим узлам, которые проходят специальную термическую обработку.
Subrosa — производитель высококачественных и доступных по цене bmx велосипедов и комплектующих к ним. Благодаря широкому ассортименту, и профессиональный велогонщик, и начинающий любитель BMX найдет подходящий для себя вариант.
Stolen Bike — изделия компании изготавливаются из легкого и прочного хрома, оборудованы съемными тормозами — как раз для тех BMX-райдеров, которые предпочитают кататься без тормозов.
Redline — фирма является одной из первых, запустивших выпуск бимиксов еще тогда, когда BMX являлся всего лишь скопированной с гонок мотокросса дисциплиной. С тех пор и по сегодняшний день спортсмены на байках данной компании выигрывают соревнования. Именно модели Redline до сих пор считаются наилучшими для рейсинга.
Заключение
ВМХ велосипеды — это уникальные агрегаты, непохожие на другие велосипеды, в том числе и на байки остальных спортивных дисциплин. Они имеют существенные отличия даже между собой в поддисциплинах. Производители не стоят на месте и постоянно совершенствуют свои модели, что дает возможность райдеру улучшать свои навыки в исполнении трюков. От велосипедиста требуется кроме постоянных тренировок, соблюдение правил безопасности, использование защиты и нарабатывание более сложных трюков и техник.