Велосипед для зимней езды – рекомендации по выбору
Вот-вот наступит зима. А это значит, что придется отправлять своего железного двухколесного друга на зимовку ― именно так думает определенное количество велосипедистов. С годами они уже научились решать вопрос с хранением велосипеда зимой. Кто-то отправляет байк на балкон или находит для него место в крохотной квартире. Но есть определенное число райдеров, для которых зима – это отличная возможность испытать свою силу и выносливость байка.
Тема нашего с вами сегодняшнего разговора ― зимний велосипед. Мы уже когда-то поднимали вопрос о том, можно ли кататься на велосипеде зимой. Более того, мы разобрали положительные и отрицательные черты этого занятия. Теперь же мы поговорим об особенностях непосредственно самого байка. Расскажем, какая техника эффективно справляется с рыхлым снегом и кашей на дорогах, а также обозначим несколько велосипедных брендов, которые специализируются на производстве соответствующих байков. Начнем с особенностей конструкции велосипедов для зимней езды.
Рама в зимнем велосипеде
Сегодня на рынке представлено достаточно большое разнообразие моделей, отличающихся не только геометрией, но и материалом изготовления рамы. Понятно, что каждый из них имеет свои особенности и специфику. Так, например, алюминий более легковесен по сравнению со сталью, но не такой пластичный, как инновационный карбон или титан. Рассмотрим каждый материал изготовления рамы в разрезе катания на велосипеде зимой.
Алюминий
Этот один из самых распространенных материалов, который используется для изготовления велосипедных рам. Они стойко переносят агрессивное воздействие, отличаются небольшим весом и высокой устойчивостью к коррозийным процессам. Алюминиевые рамы часто встречаются в детских, подростковых и женских байках. Более того, частенько из них изготавливают и спортивные модели велосипедов.
С точки зрения комплектации зимнего велосипеда алюминиевая рама представляет собой один из наиболее практичных вариантов. Однако владельцу необходимо почаще проверять раму на предмет наличия повреждений.
Это важно! В зоне повышенного внимания должны оказаться правое нижнее перо и дропауты ― именно на эти зоны приходится максимальная нагрузка.
Если вы хотите продлить срок эксплуатации алюминиевой рамы и немного уменьшить нагрузку на уязвимые места, можно использовать специальные накладки из неопрена, предварительно обработав места сколов.
Еще одно слабое место в алюминиевой раме ― это сварные швы, которые также требуют повышенного внимания от владельца байка. Дело в том, что алюминий не отличается высокой пластичностью, поэтому в этих зонах могут наблюдаться признаки усталости металла. И если в теплое время года проблем от этого практически не будет, то зимой низкие температура и замерзшая влага могут сыграть злую шутку.
Сталь
Еще один распространенный материал изготовления рамы велосипедов. Отличается дешевизной и прочностью, слабой устойчивостью к коррозийным процессам и тяжеловесностью. Соответственно, подготавливая байк к зимним покатушкам, следует максимально тщательно осмотреть раму на предмет наличия сколов и мельчайших «паучков».
И снова в зоне повышенного внимания ― дропауты велосипеда. Желательно еще до наступления первых заморозков обработать потенциально уязвимые места. В качестве смазочного материала сгодится литол, солидол, антикор, мовиль и другие смеси.
Магний в сплавах
Если вы являетесь обладателем велосипеда, собранного на раме из сплавов магния, то законсервируйте велосипед на зиму и определите его в подходящее место для зимовки. Данный материал категорически не подходит для использования при низких температурах.
Это важно! Смесь из снега, грязи и химических реагентов губительна для велосипедных рам, изготовленных из сплавов магния. Последний вступает в реакцию и разрушается.
Чаще всего такие байки предназначены для участия в спортивных соревнованиях. Стоят они немало, поэтому будет обидно ушатать такую технику за одну зиму.
Титан
Внимание! Мы говорим об идеальном варианте материала рамы для зимнего катания на велосипеде. Титан отличается эффективной устойчивостью как к механическому, так и к химическому воздействию. Отлично справляется он и с экстремально низкими температурами окружающей среды.
Это интересно! Титан в своем первозданном виде смотрится эффектно и благородно. Необязательно даже окрашивать раму велосипеда и обрабатывать ее специальными составами. Материал стойко выдержит любые нагрузки и неблагоприятные факторы.
Однако есть и отрицательные качества, которые могут стать ложкой дегтя в этой бочке с медом. Титан не относится к категории бюджетных материалов. Кроме того, сварить по-настоящему хорошую раму с правильной геометрией можно только в профессиональной мастерской, где есть соответствующее оборудование.
Титановая рама с плохо выполненными сварочными швами в условиях суровой русской зимы может превратиться в рулетку ― момент ее разрушения может быть непредсказуемым как по времени, так и по силе деградации.
Карбон
Углепластиковое волокно стойко переносит воздействие химических реагентов и низких температур. Достаточно хорошо карбон выдерживает и серьезные механические нагрузки. Но экстремальные морозы делают его уязвимым и хрупким. Кроме того, карбоновая рама велосипеда ― не такое уж и дешевое удовольствие. Чаще всего на такой раме собирают байки для спортсменов и увлеченных велосипедистов, которые проводят на двух колесах большую часть своей жизни.
Амортизационная вилка
Оговоримся сразу: какой бы ни была конструкция вилки, ее свойства в любом случае изменятся под воздействием отрицательных температур. Здесь не играет существенной роли качество оборудования и бренд – придется просто принять этот негативный факт:
пружинно-эластомерная станет более жесткой; пружинно-масляная амортизационная вилка будет работать медленнее из-за застывания масла.Немного исправить ситуацию поможет использование масла с более разреженной консистенцией и регулировка отскока в соответствии с температурой воздуха. На воздушной вилке можно немного увеличить давление до момента, пока проседание не придет в норму – выполнять манипуляции следует на улице, когда механизмы велосипеда привыкнут к окружающим условиям.
Тормоза
Для сухой и морозной зимы можно смело брать V-Brake. А вот если кататься приходится по заснеженным полям и в мокрую погоду, то стоит использовать дисковые тормоза. Их легче очистить от грязи и снега, они отличаются более жестким сцеплением, а их ресурс стремится к бесконечности.
Если планируете ездить на гидравлике, стоит проверить состояние тормозов: подтянуть места соединения штуцеров и гаек. Если же на вашем байке стоят V-Brake, обратите внимание на следующие нюансы:
Ограниченный ресурс. Зимой он уменьшается до 200 км, поэтому следует регулярно следить за их состоянием. Снег становится льдом при налипании на ободьях, поэтому периодически необходимо притормаживать. Необходимо защитить втулки от влаги и грязи. Проверить состояние подшипников и пыльников.По сути, велосипед всегда нуждается во внимании своего владельца, независимо от температуры воздуха за бортом. Но зима ― это время, когда условия эксплуатации двухколесного транспорта становятся более экстремальными. Поэтому от того, насколько часто вы будете проверять состояние своего байка, зависит срок жизни его узлов и механизмов.
Покрышки, педали и привод
Как вы понимаете, кататься зимой на сликах – так себе идея. Покрышки должны быть шипованными, с агрессивным рисунком протектора, чтобы уверенно бороздить рыхлый снег и справляться с обледенелыми дорогами. Велосипед на шипованной резине становится более управляемым и устойчивым на специфическом дорожном покрытии.
Что касается педалей, то их выбор зависит от предпочтений райдера. Кто-то спокойно ездит с обычными, кто-то ставит более широкие, кто-то отдает предпочтение контактным педалям. Здесь нельзя давать каких-либо серьезных рекомендаций. Учитывайте только, что во время катания зимой они могут забиваться снегом, перемешанным с грязью и реагентами, что не очень хорошо для их дальнейшего использования.
Трансмиссия велосипеда является одной из наиболее значимых частей конструкции. Стоит ли говорить, что зимой нагрузка на привод увеличивается во много раз? Цепь, звездочки, переключатели ― практически все элементы трансмиссии изнашиваются гораздо быстрее при отрицательных температурах и в условиях повышенной влажности. Как вариант ― на время зимних покатушек поставить более бюджетное оборудование, которое не жалко и выбросить спустя несколько месяцев использования.
Это важно! Какой бы качественной ни была велосипедная цепь, без соответствующего ухода она не прослужит и 200 км. Зимой ее следует гораздо чаще очищать от снега и грязи, смазывать более густым составом и хорошенько просушивать после каждой поездки.
За безупречную работу тормозов отвечают тросики и рубашки. Их своевременная замена позволит беспроблемно откатать весь сезон.
Какой лучший зимний велосипед
На основании всего вышесказанного можно набросать приблизительный портрет «идеального велосипеда» для зимней езды по городу и бездорожью:
Байк должен быть тяжелым. В этом случае им легче управлять на скользком покрытии и каше из рыхлого снега. Стальная рама хоть и отличается большим весом, гораздо устойчивей к минусовым температурам и агрессивному воздействию. Колеса должны быть обуты в шипованные покрышки с агрессивным рисунком протектора. Что касается тормозов, то стоит отдать предпочтение дисковой механике. На зиму лучше отказаться от пластиковых переключателей ― на морозе материал становится очень хрупким.А теперь поговорим о вариантах, которые помогут подготовить байк к езде в мороз.
K-track
По сути, это специфический комплект оборудования, который превращает обычный велосипед в динамичный транспорт для зимнего катания. Чтобы установить этот комплект, необходимо снять оба колеса и поставить:
на место переднего ― широкую лыжу; на место заднего ― гусеницу.Подобные комплекты рассчитаны на велосипеды с колесами от 20 до 26 дюймов. K-track ― это отличный вариант для байков с эксцентрикой. Еще один плюс использования подобного оборудования ― это неизменная масса велосипеда. Лыжи в сочетании с гусеницей обеспечивают высокую проходимость велосипеда в любых условиях. По сути, на выходе получается что-то вроде компактного вездехода.
Fatbike
Здесь уже речь идет об отдельной категории велосипедов. Они могут использоваться на протяжении всего года. Фэтбайки отличаются более широкими колесами, отсутствием задней подвески и наличием жесткой вилки.
На фэтбайке можно легко преодолеть рыхлый снег и песок, скользкое покрытие, обледенелую поверхность и грязь. По сути, это что-то вроде квадроцикла в мире велосипедов.
Ice Bicycle
Этот байк был создан группой инженеров из США. Отрицательные температуры никак не отражаются на качестве работы узлов и механизмов. Велосипед отлично ведет себя в условиях суровой русской зимы и демонстрирует высокую проходимость.
Правда, кататься на таком велосипеде не очень просто ― приходится прикладывать немало усилий, чтобы провернуть педали. Поэтому для уверенной езды на таком байке понадобится серьезная выносливость и определенная физическая подготовка.
Советы по выбору зимних велосипедов
Чтобы наслаждаться зимними пейзажами и не отказывать себе в удовольствии, необязательно покупать специальный зимний велосипед. Достаточно просто хорошо подготовить свой байк для эксплуатации в непривычных условиях. Это касается исправности всех узлов и механизмов, состояния металлических и пластиковых деталей.
На зиму стоит отказаться от велокомпьютера и использования пластиковых деталей. Также не забывайте о том, что ваш гардероб зимой должен быть не только теплым, но и удобным для езды по снегу. Поэтому всегда помните про экипировку велосипедиста.
Заключение
Езда на велосипеде зимой ― то еще приключение. Пока одни с усилием пробираются через сугробы, а другие танцуют танцы с бубном вокруг своего автомобиля, велосипедисты спокойно и размеренно катят по своим делам, наслаждаясь морозным воздухом и окружающими красотами. Грамотно подготовив свой байк к эксплуатации в мороз, можно спокойно отъездить всю зиму и сохранить работоспособность байка без существенных потерь.