Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы | На литых дисках

Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы

Велосипед изобрели еще в середине XIX века. Активно его использовать начали где-то в середине 60-х годов прошлого столетия, когда людям нужно было преодолевать большие расстояния. Примерно в это же время отечественные конструкторы представили вниманию широкой аудитории велосипед с бензиновым мотором. Советская разработка должна была максимально упростить использование двухколесного транспорта.

В Советском Союзе такие велосипеды называли «дырчики», поэтому жителям постсоветского пространства они должны быть знакомы. Эпоха СССР ушла, а вместе с ней и прекратилось производство бензиновых двигателей для велосипеда. Рынок заполонили дешевые двухтактные импортные моторы из Китая, которые и по сегодняшний день занимают лидирующие позиции на рынке.

История возникновения

Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы

Впервые бензиновый мотор для велика был изготовлен на заводе «Красный Октябрь». Там же и было налажено масштабное производство для массовых потребителей. Фабрика выпустила десятки миллионов бензиновых двигателей категории «Д», которые позволяли развивать рекордную для того времени и соответствующего транспорта скорость 80 км/ч. Более того, при ДОСААФе регулярно организовывались соревнования на бензиновых велосипедах. Разумеется, такой велосипед открывал большие возможности для своего владельца: там, где не проедет обычный велик – легко пройдет байк с бензиновым мотором.

Инновация приглянулась велосипедистам, и уже очень скоро так называемые веломопеды стали распространенным явлением. На них удобно было ездить на рыбалку, на дачу, по грибы – проходимость великолепная, что было на руку советским гражданам. Со временем к советскому производству веломоторов присоединились французы – так был налажен выпуск двигателей под маркой «МотоБекан».

Сегодня наиболее известным и востребованным производителем велосипедов с бензиновым двигателем является китайский завод Forester. Компания занимается производством велосипедов с двигателем мощностью до 4,5 лошадиных сил. Надо сказать, что продукция китайских умельцев находится во вполне доступном ценовом сегменте – новый байк можно купить за 30-35 тысяч рублей.

Особенности велосипедов с бензомотором

По сути, это некая альтернатива скутеру и обычному велосипеду. На раму транспортного средства крепится двигатель – чаще всего это двухтактный мотор мощностью в 1 лошадиную силу. Мощность может быть больше, но не превышать 4,5 л.с. Объем камеры внутреннего сгорания составляет 45-50 см кубических, что не позволяет отнести мотопеды к категории мотоциклов.

Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы

Понятно, что установкой одного лишь мотора на раму велосипеда дело не ограничивается. Конструкция предполагает наличие глушителя, бензобака, редуктора, рычага сцепления и рукоятки газа. В топливный бак велосипеда вмещается около 1,5 литра бензина. «Кушает» такой транспорт немного – примерно 2 литра на 100 км. Топливо перед использованием разбавляют моторным маслом, количество которого непосредственно зависит от «стажа» работы двигателя.

Мотор на велосипедной раме может располагаться по-разному. Так, на старых моделях сверлили трубу, в результате чего расположение двигателя было неудобным. Сегодня современные модели оснащены специальными креплениями, позволяющими установить мотор, не нарушая целостность конструкции. При этом установка силового узла абсолютно не мешает велосипедисту и не вынуждает менять конструкцию байка. На некоторых мотопедах двигатель можно обнаружить на одном из колес.

Кстати, некоторые велосипедисты с легкостью усовершенствуют своих железных коней, устанавливая самостоятельно моторы. В частности, такие мощные двигатели, как «Весна-20» или «Фрикцион» легко установить даже на трехколесные велосипеды, предназначенные для пожилых людей.

Важная особенность таких байков заключается в том, что продолжить движение можно даже без работающего двигателя – просто вращая педали как обычно. Но порой бывают ситуации, когда без посторонней помощи не обойтись. Например, подъем в гору – здесь весьма пригодится помощь нескольких «лошадок».

Виды

Представленная классификация мотопедов сделана с учетом типа двигателя и сцепления, которыми оснащено транспортное средство. Здесь следует учитывать два параметра:

    На современные модели ставят двух- или четырехтактные двигатели. Первые отличаются экономичностью, незначительной мощностью и приемлемой стоимостью – подходят для неспешной езды по относительно ровной поверхности. Четырехтактные моторы являются более мощными, позволяют развить большую скорость и в то же время потребляют относительно немного топлива. Способ передачи крутящего момента колесу и компоновка мотора – второй критерий.

По способу крутящего момента мотопеды бывают двух видов:

Модели, оснащенные двигателем с дисковым сцеплением. Мотор находится над кареткой педалей в рамной развилке, соединен с задней ведомой звездой цепью. Рукоятка сцепления размещена на руле с левой стороны. Подобные модели можно завести с буксира, но в то же время они требуют установки дополнительного оборудования (топливный бак, рукоятка сцепления и щиток). Модели с центробежным сцеплением. Моторы данного типа сконструированы по типу моноблока, который включает в себя топливный бак, глушитель, сцепление и храповый механизм запуска. Несмотря на большое количество сложных узлов, такая конструкция оказывается достаточно компактной и маловесной. Центробежное сцепление позволяет запустить двигатель одним лишь нажатием на ручку газа. Тумблер глушения мотора позволяет остановить велосипед. Рукоятки сцепления в таких моделях нет. Одним из главных плюсов таких моделей является простота управления. Что же касается недостатков – высокий уровень шума.

О последних моментах стоит поговорить отдельно. Кто-то не видит весомых достоинств велосипеда с бензомотором. А кто-то уже давно оценил их качества и с удовольствием катается.

Преимущества и недостатки

Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы

Споры по поводу целесообразности установки бензинового двигателя на велосипед не утихают по сей день. Кто-то ценит подобную технику за то, что для движения необходимо прилагать минимум усилий, да и подъемы в гору теперь проходят гораздо легче и быстрее. Рассмотрим и другие достоинства:

Нет необходимости постоянно крутить педали. Двигатель обеспечивает хорошую тягу фактически на любой поверхности. Если соблюдать рекомендации производителя и правильно ухаживать за транспортным средством, можно получить в итоге весьма продолжительный срок эксплуатации. Срок службы бензинового мотора составляет как минимум 10 лет. Простое устройство механизма. Двигатель двухтактный, а это значит, что его легко перебрать, почистить и заменить при необходимости какие-либо элементы. Устранить проблему сможет даже неопытный человек, который ни разу до этого момента не имел дело с силовыми агрегатами. Малый расход. Поскольку большинство двигателей маломощны, то и расходуют они всего 2000 мл топлива на 100 км. Некоторые модели оснащены переключаемой трансмиссией. Это качество позволяет получить на выходе еще большую скорость, не прибегая к каким-либо конструктивным метаморфозам. Движение можно продолжить, даже если кончился бензин или в дороге возникли какие-либо неполадки с двигателем – никто не запрещает крутить педали и передвигаться, как на обычном велосипеде. Есть дополнительный функционал. Как правило, современные велосипеды с бензомотором комплектуются генератором, от которого работает задняя и передняя фара. Оснащены они еще спидометром, набором крыльев и другими аксессуарами. Небольшой вес. В среднем, сухой вес велосипеда с бензиновым двигателем составляет около 30 кг.

Казалось бы, лучше техники не найти, но не тут-то было. Есть у подобных великов существенные минусы. Их немного, но их присутствие нельзя не заметить:

Отсутствие нормальной трансмиссии. Особенно это ощущается, когда приходится отключать двигатель и вращать педали традиционным образом. Шум. Если вы любите спокойно ездить по накатанным лесным дорогам, наслаждаться звуками леса и пением птиц, то с бензиновым двигателем у вас этой возможности уже не будет. Отсутствие физических нагрузок. Возможность крутануть ручку газа и умчать вперед – весьма заманчива. Нет необходимости напрягаться, крутить педали, контролировать дыхание и чувствовать приятную усталость в ногах. Здесь уже многое зависит от осознанности водителя: время от времени на ровных участках можно отключить мотор и обеспечить организму физическую нагрузку, чтобы поддерживать тонус.

И, пожалуй, самый главный и существенный недостаток, который нельзя оставить без внимания, – бывший до этого экологически безопасный транспорт становится тем же источником вредных выбросов и токсичных газов.

Рекомендации по выбору

Велосипед с бензиновым двигателем – особенности и советы

Итак, если вы все-таки решили купить велосипед, следует обратить внимание на ряд важных моментов:

    Трансмиссия. На большинстве мотопедов установлена обычная постоянная передача, то есть изменить скорость движения при одинаковой мощности мотора невозможно. Поэтому, если вы планируете преодолевать большие расстояния, имеет смысл поискать модель с трансмиссией. Диаметр колес. Оптимальный размер 26 дюймов. Такие колеса обеспечивают хорошую проходимость. Кроме того, найти на них запчасти не составит особого труда. Редуктор. Наиболее предпочитаемой является модель с понижающим редуктором, которая отличается достаточным передаточным отношением 5:1. Это наиболее надежные и удобные механизмы. Двигатель. При выборе следует ориентироваться на продукцию известных брендов, которые сумели заработать хорошую репутацию. Если выбираете бюджетную китайскую модель, сделайте пробный запуск мотора, позволив ему поработать вхолостую. Если не показались пятна и потеки топлива – значит, двигатель собран достаточно хорошо.

Стоимость велосипедов с бензиновым двигателем варьируется в пределах от 15 до 40 тысяч рублей. Например, велосипед Forester GMG (выпускается с одноцилиндровым мотором модификаций F50 и F80), укомплектованный сухим фрикционным сцеплением, защитным кожухом и топливным баком вместительностью 4 литра, обойдется примерно в 32 тысячи. Но с рук точно такая же модель будет стоить значительно дешевле.

Заключение

Бензиновый мотор требует регулярного внимания и соответствующего ухода. Впрочем, как и любой другой сложный механизм. Стоит отметить, что есть и другие виды силовых агрегатов, которые можно установить на велосипед, – это электрические двигатели и моторы, работающие на газу.

Моторизированные велосипеды являются комфортным средством передвижения, позволяющим преодолевать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Учитывайте, что наличие такого агрегата требует регистрации в соответствующих органах и наличие водительского удостоверения.