Велосипед Сура – история и популярные модели | На литых дисках

Велосипед Сура – история и популярные модели

Есть особая категория велосипедов, которая со временем превращается в легенду: обрастает интересными историями и превращается в имя нарицательное (например, велосипеды «Урал»). Так случилось и с продукцией Пензенского велосипедного завода. Велосипед Сура известен многим велосипедистам еще со времен Советского Союза – сложно найти семью, в которой не было бы этого байка.

Сегодня мы совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, почему же велосипед Sura в определенное время пользовался такой популярностью и в чем заключалась уникальность двухколесного транспорта того времени.

История создания велосипедов Sura

Велосипед Сура – история и популярные модели

Пензенский велосипедный завод (другое название – Велосипедный завод имени Фрунзе или «ЗИФ») является одним из старейших предприятий России. Первая партия велосипедов Сура сошла с конвейера еще в августе 1928 года. Нужно сказать, что на то время пензенские велосипеды отличались меньшей эстетичностью по сравнению, например, с харьковскими или рижскими экземплярами. Но это была более надежная и выносливая техника.

Разумеется, годы Великой Отечественной войны отразились на специализации завода. В 1935 году было налажено производство часовых механизмов и патефонов. Разумеется, в годы ВОВ основной продукцией Пензенского завода стали боеприпасы. В 1945 году «ЗИФ» был награжден самой высокой правительственной наградой за достижения по производству.

Война прошла, и Пензенский завод снова взял курс на производство надежных великов. Так, в 1946 году было выпущено несколько тысяч единиц двухколесного транспорта, а также 4,5 тысячи тракторных сенокосилок. Более того, предприятие умудрилось даже оказать помощь заводу «Белинсксельмаш» в производстве картофелесажалок.

С 1970-х годов ПВЗ начал динамично развиваться в области производства двухколесного транспорта. Именно в это время был налажен выпуск многоскоростных мужских и женских моделей «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9», «Вираж», «Диана», «Прима», «Темп» и т.д. Продукция завода неоднократно становилась обладателем престижных наград того времени.

В настоящее время от Пензенского завода остались только странички в истории. В 2017 году Правительство области выкупило станки бывшего «ЗИФа» дабы восстановить производство. В июне 2020 года на территории предприятия случился пожар. Остается надеяться только на то, что найдутся инициаторы и инвесторы, которые сумеют восстановить производство отечественных байков.

Особенности

В свое время Пензенский велосипедный завод выпускал 7 моделей мужских и женских велосипедов, 2 подростковые модели, детские и складные байки. В модельном ряду был и грузовой велосипед, который при необходимости «легким движением руки» превращался в дорожный.

Рамы и вилки для велосипедов Сура выпускались в России – остальные комплектующие для сборки поступали из Китая. По сути, Пензенский завод изготавливал самые обыкновенные велосипеды без каких-либо уникальных характеристик, рассчитанные на самого обыкновенного гражданина Советского Союза. Средняя стоимость городской модели в пересчете на сегодняшние деньги составляет 2–4 тысячи рублей.

К слову сказано, даже самые последние велосипеды, выпускающиеся заводом, отличались раритетным дизайном в духе СССР. На них не было дисковых или ободных тормозов – механизм был ножной. Практически все модели были оснащены вместительным багажником. Конструкции рамы, седла и руля мало чем отличались от тех моделей, которые выпускались еще в послевоенное время. Диаметр колеса стандартный для всех взрослых велосипедов – только подростковые модели отличались чуть меньшим размером ободьев.

Выходит, что Сура – это самый обычный велосипед и надежный агрегат, который сгодится как для взрослого, так и для подростка. Примечательно, что в 2014 году Почта России закупила у завода более 150 единиц двухколесного транспорта для своих работников. Велосипеды были переданы почтальонам, работающим на периферии, у которых наблюдались проблемы с общественным транспортом.

Популярные модели

Как мы уже говорили, широким ассортиментом моделей Пензенский велосипедный завод похвастать не мог – всего насчитывалось около 11 моделей «Sura» и несколько единиц под другим названием. Отметим несколько моделей, на которых, вполне возможно, катался кто-то из ваших родственников, и обозначим их основные характеристики:

Велосипед Сура – история и популярные модели

Sura 112-541 Pollada

Sura 112-541 Pollada. Это женская городская модель, не отличающаяся какими-либо особенностями. Велик был хорош своей ценой. В принципе, отличительная особенность непосредственно всей продукции ПВЗ – это доступность. Прямо с завода купить такой велик можно было за 3200 рублей. Сейчас, глядя на современные велики из карбона, остается лишь удивляться, как хрупкие советские велосипедистки могли поднимать эту махину – Sura 112-541 Pollada весила больше 17 кг. И это неудивительно, ведь байк комплектовался стальной рамой и массивным ножным тормозом. Тем не менее данная модель пользовалась спросом во многом благодаря своей надежности и долговечности. Sura Vector. Эта модель отличала продукцию ПВЗ от других заводов. Речь идет о трехколесном грузовом велосипеде, грузоподъемность которого составляла более 150 кг. Большим спросом агрегат не пользовался, но стал весьма полезным приобретением для определенной категории граждан и представителей некоторых профессий. Велосипед комплектовался надежным передним тормозом типа V-brake. Сухая масса велосипеда составляла более 20 кг. А купить сей агрегат можно было за 11 тысяч рублей. Sura Classic. Самый обыкновенный велосипед с 28-дюймовыми колесами. Пензенский велосипедный завод выпускал данную модель в двух вариациях: для женщин и для мужчин. Купить такой байк можно за 2500 рублей. Весит такой велосипед больше 17 кг, что кажется странным для современного велосипедиста.

Как видите, какими-либо уникальными технологиями продукция ПВЗ не отличалась. Предприятие выпускало самые обыкновенные велосипеды – впрочем, для промышленности того времени это вполне логично.

Рекомендации по выбору

Велосипед Сура – история и популярные модели

На сегодняшний день ПВЗ является банкротом. В 2017 году по инициативе губернатора Пензенской области было выкуплено оборудование завода с целью восстановить производство двухколесного транспорта. Однако на этом предприимчивые идеи закончились. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: если станки ПВЗ по-прежнему будут выпускать 17-килограммовые велосипеды, то толку от этой продукции будет немного.

Тем не менее есть люди, которые и сегодня хотят купить велосипед Сура. Кому-то нужен раритетный байк для того, чтобы разобрать его на составляющие кастомной модели, кому-то просто близка история завода – в любом случае, искать байк следует, скорее всего, на барахолках или по деревням, где какой-нибудь дедуля бережно хранит в гараже старый экземпляр.

Что касается выбора, то здесь определенных критериев нет и быть не может. Главное, чтобы велосипед был в более-менее презентабельном виде и исправном состоянии. Это что касается транспорта для разбора. Если же вам нужен велосипед для определенной цели (ездить на дачу, добираться до работы или кататься вечером по парку), стоит обратить внимание на более надежные, легкие и доступные велики – например, продукцию еще одного отечественного производителя Nordway.

Заключение

Велосипеды Сура – это неприхотливое и вполне надежное творение отечественного производителя. На таком байке не страшно и по полю прокатиться, и в лес за грибами съездить. Жаль, что история такого большого и значимого для страны завода ушла в прошлое. Хотя… вполне возможно, что пензенские велосипеды в будущем снова появятся в семьях, где любят активно проводить время и предпочитают экологически чистый транспорт.