Экипировка для велосипедиста – для чего нужна, перечень
Весной 2002 года информационное пространство взорвала новость. На склоне вулкана Серро-Негро (Никарагуа) произошло ЧП. Неоднократный чемпион мира Эрик Барон разогнался до скорости 210,4 км/ч и упал. За две секунды до крушения судьи зафиксировали новый мировой рекорд, но французский экстремал уже летел по гравийному спуску с останками байка. Если бы не крепкий шлем и экипировка велосипедиста, легендарный «Красный гонщик» вряд ли бы отделался переломами ребер и ушибами.
Для чего нужна велоэкипировка
Ездить на велосипеде − увлекательное, но опасное занятие. Независимо от опыта велосипедиста, транспортное средство не обеспечивает человеку абсолютную безопасность. Падение на скорости без экипировки даже подготовленного спортсмена может привести к серьезным травмам. Мокрые и неровные трассы, выброс гравия, изменение освещенности дороги, невнимательные водители и сотня других факторов − потенциальная угроза для безопасного движения. Если части тела велосипедиста не имеют защиты, трещины и переломы со смещением гарантированы.
Но есть способы значительно снизить риск. Это велоэкипировка, которая выполняет специальные функции:
одежда, изготовленная из эластичных тканей, обеспечивает велосипедисту максимальную свободу движений при согнутых коленях; при повышенных нагрузках тело охлаждает хорошая вентиляция; облегающая экипировка (майка, шорты) снижает усталость и предотвращает повреждения от внешнего воздействия; правильно подобранная ткань хорошо впитывает и испаряет влагу; специальные элементы, встроенные в экипировку велосипедиста, усиливают аэродинамику; защитные пластины предохраняют позвоночник и ребра от переломов.Удобная одежда, обувь, надежный шлем − не только необходимая экипировка для достижения высоких спортивных результатов. Для обычного велосипедиста − это максимальный комфорт при езде и безопасность в случае падений или столкновений.
Шлем
Ошибочно считать, что шлем как элемент экипировки нужен только профессиональным спортсменам или любителям экстремальных дисциплин. Тяжелая травма головы может навсегда изменить жизнь велосипедиста, и не в лучшую сторону. Геморрагические ушибы головного мозга, являющиеся последствием падения, повышают риск осложнений и приводят к образованию тромбов. Но шлем может расколоться и не всегда защитит мозг велосипедиста от удара о внутреннюю стенку черепа. Поэтому важно покупать надежный и качественный шлем, в зависимости от стиля катания.
Тип шлема велосипедиста | Особенности элемента экипировки |
---|---|
Кросс-кантри | Низкий вес Возможность отрегулировать размер под голову велосипедиста |
Шоссейные и туристические | Большие отверстия для вентиляции Нет козырька Считается облегченным видом велосипедной экипировки |
Обтекаемые | Вытянутая форма Система регулировки Экипировка предназначена для скоростных заездов |
Котелок | Изготовлен из крепкого материала Нет регулировки, подбирается точно по размеру головы Используется для трюковых дисциплин и агрессивного катания |
Фулфейс | Защищает не только голову, но и челюсть велосипедиста Из-за опасности повредить при ударе шею, деталь экипировки выпускается с дополнительными элементами Обеспечивает защиту в экстремальных видах спорта |
Модель с ремнями | Внутри шлема нет выступающих деталей При падении деталь экипировки не соскальзывает Уменьшает уровень нагрузки на голову, т.к. носится под прямым углом Помогает отрегулировать размер |
Дешевые варианты | Не имеют сертификатов В два раза легче дорогих шлемов Менее надежная экипировка, т.к. легко раскалывается |
Перчатки
Экипировка велосипедиста включает обязательный элемент, защищающий кисти рук и пальцы от повреждений. Это велоперчатки различных модификаций со следующими функциями:
-
Уменьшают давление на руки.
Гасят вибрацию.
Предохраняют кожу от ударов, солнца, непогоды.
Защищают от мозолей, натирания об грипсы и оплетку рулевого управления.
Обеспечивают надежное сцепление с рулем и качественную вентиляцию.
Элемент экипировки изготавливают из эластичной ткани с водоотталкивающими свойствами.
Вшитые пластины на тыльной стороне ладони и пластиковые щитки на суставах пальцев защищают от механических повреждений при падении.
Перчатки с резиновым или силиконовым покрытием удобны при торможении.
Незаменимый атрибут экипировки для велоспорта обеспечивает удобную и безопасную езду. При выборе перчаток учитывают сезонные особенности. Комфортные велоперчатки с короткими пальцами, изготовленные из легких материалов, используют для летних поездок. С длинными − осенью и зимой. Для рабочей поверхности применяют заменители кожи или замши. Зимние изделия шьют из прочных материалов, с учетом специфики велоспорта. Если использовать теплое изделие, потные руки велосипедиста будут постоянно мерзнуть. Поэтому верх делают из комбинации слоев тканей: непромокаемый и непродуваемый − сверху, мягкая подкладка − внутри. Спортсмены экстремальных дисциплин надевают закрытые перчатки, которые полностью защищают кисти и пальцы. Для фиксации на руке ставят ремешок с «липучкой».
Грипсовицы
Элементы экипировки велосипедиста не только защищают, но и спасают от многих неприятностей. Когда температура воздуха приближается к -20°С, спортсмены экстремальных дисциплин надевают грипсовицы (или погги). Изготовленные из плотного материала рукавицы устанавливают на разные виды руля. Например, с рогами по краям (или посередине) и грипшифтами; без рогов с дуалконтролами. Во всех случаях удобно переключать передачи и нажимать рукоятку тормоза. За короткое время движения велосипедист прогревает внутреннее пространство рукавиц, создавая микроклимат. Благодаря мембранной ткани образовавшийся конденсат свободно выходит наружу.
Дополнительные достоинства экипировки:
рука выдергивается без затруднений, т.к. грипсовицы очень мягкие; установлен вентиляционный клапан; нанесена светоотражающая полоса; есть крепления для переноски на рюкзак или другие предметы; допустимо наличие тонкой перчатки.Райдер в крепких рукавицах не боится ветра, мороза, дождя, царапающих на скорости веток.
Защита запястья
При падении через руль велосипедист инстинктивно вытягивает руки, чтобы смягчить удар. В первую очередь травмируются запястья, в которых расположены тонкие кости предплечья и суставы. Неприспособленные для повышенной нагрузки части тела нужно защищать специальной экипировкой. Тем более, что при катании угол расположения кисти постоянно меняется и вызывает растяжение связок. Специальных перчаток нет в магазинах, но продаются фиксирующие пластины. На деталях экипировки установлены шарниры, с помощью которых кисть закрепляется в удобном положении. Защиту надевают на перчатку, чтобы исключить натирания кожи.
Налокотники
Многие велосипедисты скептически относятся к этому важному элементу велоэкипировки. Равнодушие к налокотникам объясняется тем, что люди недооценивают последствия ушиба локтевого нерва. Доктор медицины Стивен Баррер разъясняет: травмированная рука ограничивает движения, останавливает иннервацию мышц и приводит к атрофии. Нейрохирург считает велосипедный атрибут частью необходимого снаряжения байкера. Надежная защита для спортсменов экстремальных дисциплин по значению приравнивается к шлему.
Ошейник
Экстремальные скоростные дисциплины характеризуются повышенным риском и травматизмом. Для защиты от удара головой в дерево, при котором первой страдает шея, в защитную экипировку спортсмена включили ошейник. Элемент экипировки, с помощью которого удалось значительно снизить смертность, позаимствован из мотокросса. Благодаря фиксатору шея не выворачивается при ударе. Профессионалы рекомендуют использовать ошейник вместе со шлемом фулфейс. В дисциплинах, требующих свободного управления телом и не связанных с повышенной скоростью, ошейник не используется.
Шорты
Облегающие эластичные элементы одежды повторяют изгибы бедер и облегчают работу мышц и суставов малого таза. Велосипедные шорты надевают в теплое время года. Удлиненные плотные модели используют осенью вместе с термобельем. Отстегивающиеся детали помогают отрегулировать длину, а вентиляционные карманы − температуру тела. Для профессиональных спортсменов выпускают шорты с набивной вставкой («памперсом»). Специальное уплотнение облегчает удары о седло и трение, хорошо отводит влагу. Защитная одежда предотвращает ушибы копчика при падении и травмы мышечных пучков ягодиц, являющихся главным разгибателем бедер. Такие модели популярны у байкеров скоростных электровелосипедов.
Наколенники
Для создания надежной защитной экипировки для колен разработчикам пришлось постараться. Хорошие наколенники должны предохранять от травм главный сустав, соединяющий бедренную кость, большеберцовую кость и надколенник. Фирменный элемент экипировки стоит 70-100 долларов, но лечение коленки у докторов − в десять раз больше. Поэтому спортсмены экстремальных дисциплин не выезжают без защитного снаряжения. Наколенники выпускают как самостоятельную деталь или вшивают в велосипедные штаны. Выбор экипировки зависит от назначения защиты: только колено, голень, коленный сустав вместе с голенью. Изделия компании Troy Lee Designs считаются лучшими элементами экипировки велосипедиста по соотношению качества и цены.
Защита голеностопа и лодыжки
Повреждение голеностопного сустава и растяжение внешних связок составляют 40% среди спортивных травм. Даже подворачивание стопы вызывает осложнения. Врачи отмечают, что повторная травма голеностопа и лодыжки в течение 3 лет составляет у велосипедистов 73% случаев. Трудно полностью восстановиться после серьезного повреждения. Элемент велосипедной экипировки обычно покупают не для защиты голеностопа, а для возможности зафиксировать травмированные суставы. Для изготовления изделий используют нейлон, пенополиуретан, пластик. Шнуровка помогает подогнать деталь по ноге. Но велосипедист может пострадать и от укуса собак, смыкание челюстей которых составляет две-три сотни килограммов.
Защита от машин сзади
Экипировка для велосипедиста − это не только способ избежать осложнений от травм и защититься от погодных условий. Байкер использует специальное снаряжение, чтобы едущие сзади машины могли видеть участника дорожного движения. Для этого на одежду, обувь, рюкзаки вшивают накладки со светодиодами. К средствам защитной экипировки относятся простые и дешевые узкоспециализированные фары. Источник света хорошо воспринимается глазами водителей. Для обычного велосипедиста подходит световой поток 600-1200 люмен. Рекламные агентства часто представляют в качестве средств защиты рюкзаки, баффы, техническое снаряжение, что не является экипировкой велосипедиста.
Маска и очки
Пыль, дождь, насекомые, камни доставляют велосипедисту неприятности. Резкий переход от яркого солнечного света к тени приводит к кратковременному потемнению в глазах. Требуется время, чтобы зрачки расширились и приспособились к меньшей освещенности. При движении на скорости велосипедист может не заметить преграду и врезаться в препятствие. В целях безопасности в экипировку включена дополнительная защита для глаз с пластиковыми стеклами. Очки используют совместно со шлемами кросс-кантри. Маски − с фулфейсами и котелками.
Требования к качественным характеристикам:
-
Прозрачные (не затемненные) линзы, изготовленные из поликарбоната. Они легче стекла в 16 раз и прочнее на 200%.
Специальная защита от ультрафиолета и запотевания.
Мягкие и прочные заушники.
Подходящие по размеру носовые упоры.
Поляризованные линзы не должны пропускать отраженный свет.
Для спортивного катания очки и маску покрывают специальным напылением, которое повышает четкость, яркость, контрастность вида.
Заключение
Универсального комплекта для всех дисциплин велоспорта не существует. Но значение грамотной экипировки понимают и спортсмены, и производители. Каждая деталь конструируется и испытывается совместно с профессионалами. Связующее звено между велосипедом и наездником не только обезопасит, но и спасет жизнь.