Устройство передней вилки велосипеда – виды и обслуживание | На литых дисках

Устройство передней вилки велосипеда – виды и обслуживание

Конструкция велосипедов менялась на протяжении более двухсот лет и сейчас все еще продолжает усовершенствоваться. Вилка – важная деталь байка, ее изобретение стало значимой вехой в велосипедной эволюции. Передняя вилка велосипеда является неотъемлемой частью конструкции. Еще недавно все они были одинаковыми. А сейчас это не просто часть велика, а многофункциональный механизм, который удерживает переднее колесо, обеспечивает смену направления при езде, поглощает и гасит вибрации на неровных дорогах.

Устройство передней вилки велосипеда

Устройство передней вилки велосипеда – виды и обслуживание

Велопроизводители постоянно в поиске новых идей для совершенствования передней вилки. Вопрос выбора этой части велосипеда становится перед велосипедистом сразу. Вилка высшего и среднего класса может обойтись в треть стоимости байка. Чтобы понимать, нужна ли дорогая или достаточно будет вилки низшего класса, стоит учитывать опыт пользователя, стиль езды, цели и оборудование велосипеда.

Каждому велосипедисту приходится столкнуться с необходимостью разобраться в устройстве своего железного коня. Взявшись за починку велосипеда, важно понимать функции всех деталей и знать их названия.

Принцип работы вилки простой. Устройство передней вилки делят на 4 части:

    Амортизатор – элемент, на который приходится нагрузка во время езды. Во многих моделях используется пружина разной жесткости. Пружина накапливает энергию сжатия от удара о препятствие. Они бывают витые металлические и воздушные (в качестве пружины выступает гидравлическая камера). Демпфер – часть, которая отвечает за быструю амортизацию незначительных неровностей. Используется для снижения обратного действия пружины. В дешевых механизмах демпфера нет. Демпферы бывают разных типов: квази, эластомерный, масляный. Корпус – часть, состоящая из штока, короны, «ног», «штанин» (куда вставляются «ноги»), бустера (или гориллы, соединяет «ноги» в единое целое). Фурнитура – переключатели, настройки, крепления, манжеты.

Кроме того, устройство передней вилки велосипеда делят на внешнее и внутреннее. Внешнее включает в себя: шток, корону, «ноги», «штаны», крепление дискового тормоза, брейк боссы, дропауты. А внутреннее: пыльники, сальники, направляющие, регулятор жесткости, блокиратор амортизации, пружины, демпфер.

Виды вилок для велосипедов

Передние вилки велосипеда делят по устройству амортизации и по конструктивным особенностям.

Устройство передней вилки велосипеда – виды и обслуживание

В зависимости от конструкции:

Однокоронные. Установлены на моделях велосипедов для велотуризма, трейлов, а также моделей для эндуро и дерта. Двухкоронные. У них «ноги» продолжаются до второй перемычки. Используются на моделях для фрирайта и даунхилла. Перевернутые. У классических моделей ноги находятся наверху, а штанины – внизу, а здесь наоборот, ноги – внизу, а штанины – наверху. Это нужно для того, чтобы уменьшить неподрессоренную массу (та, что находится ниже амортизатора). Чем меньше вес находится на колесе, тем лучше будет работать амортизатор и меньше будет клинить на мелких препятствиях. Это более профессиональная и дорогая модификация. Одноногие. Имеют консольное крепление переднего колеса. Бывают телескопическими, рычажными и жесткими. Благодаря уникальному дизайну, удалось увеличить рулевой шток, внешнюю трубу и использовать двойную корону. Устройство не скользит, а плавно катится. На ее работу не влияют никакие посторонние факторы, кроме дороги. К минусам относят высокую стоимость и невозможность установить ободные тормоза. Перевернутого типа. Используются у байков для хардкорного фрирайда.

Основная классификация вилок:

    Жесткие, или ригидные. Самый примитивный вариант. Дают возможность разогнаться на ровном асфальте. Бывают: карбоновые, титановые, стальные, железные, алюминиевые. Используются на тех моделях велосипедов, где амортизация передней вилки не так важна, как передача усилий при педалировании. Не подходят для передвижения по бездорожью. При больших нагрузках конструкция быстро выйдет из строя. Амортизационные. Ответственны за поглощение ударов при передвижении по бездорожью. Универсальная конструкция, которая обеспечит комфортную езду при разных условиях. Большой ход амортизатора не лучшим образом влияет на скорость и устойчивость при поворотах.

Классификация передних вилок по типам амортизаторов

Амортизационные механизмы бывают разными, их конструкция определяет эксплуатационные характеристики:

Самый недорогой вариант – пружинная. В обоих «ногах» находятся пружины и нет никаких регулировок. Работает на больших ухабах, а вот на мелких – нет. Тяжелая, неэффективная и с коротким ходом.

Пружинно-эластомерная – это более усовершенствованный вариант. В «штанах» находится пружина и эластомер (резинка), работающий демпфером. Иногда встречается механическая блокировка, когда устройство перестает сжиматься. К плюсам причисляют простоту в обслуживании и невысокую стоимость. К недостаткам относят не очень мягкую работу, непереносимость низких температур, плюс, через 2–3 года вилка полностью теряет свои свойства.

В пружинно-маслянной в качестве демпфера работает масло. Это более качественный уровень, чем первые две разновидности. Они бывают с открытым или с закрытым картриджем, в зависимости от производителя. Открытый обслуживается, а закрытый – нет. Преимущества их в том, что они надежные, неприхотливые, отлично работают в любую погоду. Что касается минусов, то это тяжелый вес, остальные варианты будут полегче. Это хороший вариант для тех, кто не готов переплачивать.

Воздушные модели называют более выгодными, если рассматривать цену и сервис. Внутри находится герметичная камера, куда накачивают воздух. Такая вилка гасит большие и маленькие неровности. Езда будет комфортная, но для бездорожья это не лучший вариант. Также к минусам относят непродолжительный срок эксплуатации. Кроме того, придется время от времени подкачивать воздух в камеру. У агрессивных пользователей конструкция быстро износится и выйдет из строя.

Воздушно-маслянные справляются даже с самыми небольшими толчками. У них широкая вариация настроек для велосипедистов с нестандартным весом. В таких вилках пружины заменены на воздух. Эти модели требует регулярного обслуживания. Также они нуждаются в дополнительных вложениях: потребуется насос высокого давления. Механизм работает за счет давления воздуха, если сделать давление меньше, тогда вилка будет «плюшевая», а если сделать давление больше, то вилка станет жесткая. Устройство настраивается под ездока в зависимости от веса и предпочтений.

Чем больше ход, тем с более крупными препятствиями способна справиться вилка. Чем меньше ход, тем выше точность управления и проще получается езда в гору.

Устройство передней вилки велосипеда с амортизатором имеет больший вес, чем жесткие варианты, поскольку они состоят из множества деталей. Чтобы все эти детали слаженно работали, их нужно регулярно смазывать. Чем больше используется байк, тем чаще придется смазывать вилку, но минимум раз в год.

Ремонт и обслуживание

Устройство передней вилки велосипеда – виды и обслуживание

Если ремонт передней вилки не каждый велосипедист способен выполнить сам, то с обслуживанием точно справятся все. Процесс состоит из таких шагов:

    Снять конструкцию. Бывает два вида крепления. Чаще прикрепляют безрезьбовым способом. Раскрутив два винта, получится снять устройство. Резьбовой способ используется редко. Почистить механизм. Пыльники и кожухи сильно пачкаются. Скопление мусора приводит к повреждениям. Чистить конструкцию можно тогда, когда нет подтеков масла снаружи. Если появились подтеки масла, то вилку придется чинить. Замена. Меняют три вещи:
масло (в зависимости от сезона, стиля езды); пружины (при активном использовании пружины теряют свои свойства и становятся не такими жесткими, как были изначально); воздух (подкачивать воздушные и масляно-воздушные вилки нужно немного реже, чем камеры).

Существуют неразборные конструкции, их просто меняют целиком.

Заключение

Передняя вилка велосипеда – многофункциональная деталь, от которой зависит, насколько комфортным будет передвижение. Имеют значение в первую очередь амортизационные свойства, а также гибкость настроек и сочетание типа байка и стиля езды. Своевременное обновление деталей продлевает срок службы механизма, поэтому не стоит ими пренебрегать.